Бровь. Энциклопедия суфийского символизма
Бровь (абру)
«Бровь» обозначает нерадивость путника (салик)* и падение с текущей стадии на Пути из-за его проступков.
ИИ 59
* Салик – «тот, кто следует духовным путем»; слово происходит от арабского корня со значениями «путешествовать», «следовать путём», «вести» и др. «Путник» – наиболее адекватный перевод.
«Бровь» обозначает нерадивость путника (салик)* и падение с текущей стадии на Пути из-за его проступков.
ИИ 59
* Салик – «тот, кто следует духовным путем»; слово происходит от арабского корня со значениями «путешествовать», «следовать путём», «вести» и др. «Путник» – наиболее адекватный перевод.
Глаз (чашм) и бровь вместе символизируют атрибут божественной Красоты.
НЛТ
О брови говорят, имея в виду отклонение путника от прямого пути канонического закона и духовной стези. Это приводит к падению с той стадии, которой он достиг, и к возникновению завесы на совершенствах, которые он открыл в состоянии видения (шухуд) желанной реальности и свойств «увиденной Возлюбленной» (ма'шук-и машуд)
ТТ 169
Глаз и бровь вместе означают слово из сверхчувственного мира (гхаиб), возникшее в сердце познавшего.
ЛГIII 3
Бровь также часто служит образом связи божественных выражений и доверительных советов, направляющих внимание путника к Единству*; а изгиб брови любимой обращает внимание любящего на его или ее глаз, лицо и выражение лица.
* Здесь и далее в тексте книги жирным курсивом выделяются специальные термины, которые уже обсуждались автором в других публикациях. Их список приведен в конце книги – см. Приложение.
Бесчувственны соперники* –
А ведь при выдохе и вдохе каждом
Через доверенного пажа
её бровей
Приходит множество посланий
И от ее очей, и от ее бровей.
Хафиз
* «Соперники» – имеются в виду друзья-дервиши путника, идущие по тому же Пути, но проявляющие небрежение к поминанию Бога и обязанностям поклонения, и потому нечувствительные к неявным весточкам от Господа (прим. автора).
Сколь часто целился в меня
Людских попрёков лук,
Но наконец настиг меня
Любимой брови лук!
Хафиз
Согласно Лахиджи, поскольку божественные Атрибуты связаны с Сущностью, а по бровям судят о выражении лица, то бровь символизирует божественные Атрибуты.
СГР 552
Коль речь о том, что так походит
На очи или брови
С их колдовскою красотой, с ума сводящей,
И скромностью дразнящей –
Тогда прощай, суровая аскеза
И воздержания оплот –
Разрыв со святостью и разумом грядёт.
Камаль Худжанди
Бровь также может обозначать манифестацию божественной Красоты.
И душу я, и сердце променял
На бровь и очи милой-джан.
Когда б изгиб бровей ее ты увидал! –
И свет очей любимой-джан!
Хафиз
Лица, бровей мистерия движенья…
Для Магриби ты как луна –
Тут – на ущербе, там – полна.
Магриби
В некоторых случаях бровь может обозначать божественное Знание, например:
Пока лазурный небосвод
Не выгнулся над нами,
Любимой брови небосвод
Встречали мы очами.
Хафиз
Здесь говорится о том, что до сотворения вселенной предвечный архетип ('айн-и цабита)* бытия поэта предсуществовал в Знании Бога. Иначе говоря, точно так же как бровь помогает глазу различать тонкие намеки, также и дарование путнику божественных атрибутов помогает ему достигнуть подлинно духовного воздействия Бога и озаренности ведением.
* Неизменные архетипы или сущности, по Ибн Араби, «есть результат первого самопроявления Абсолюта, их приход в бытие является событием в мире Незримого… Архетипы имеют двойную природу бытия, активную и пассивную, то есть пассивную в отношении к тому, что выше, и активную в отношении к вещам, которые являются символами самих себя… Они – «реципиенты», рецептивные и пассивные постольку, поскольку они суть потенциальные возможности в божественной сущности. Но рассматриваемые сами по себе, они обладают самодостаточной природой и имеют решающую власть над всем, что возможно в мире… они актуализируются… каждая в соответствии с требованиями своего архетипа». – T. Izutsu, The Key Philosophical Concepts in Sufism and Taoism (Tokyo: 1966), p. 150.
Когда женщина закрыта вуалью, единственная часть лица, которую иногда можно рассмотреть сквозь вуаль, это брови. Затем следуют глаза, и потом – лицо в целом. Поэтому брови – подходящий образ отсылки к начальному проявлению божественных атрибутов перед путником, идущим по духовной стезе; эта манифестация приманивает путника и увлекает его вперед.
Я обезумел от любви,
Когда она
Как новая луна,
Бровь приоткрыла,
Едва лишь выглянув, –
И двери затворила.
Хафиз
Та же самая манифестация Атрибутов, обозначаемая посредством бровей, способна разом искоренить самолюбование и эгоизм путника:
Сколь своенравна бровь твоя –
Без промедленья, без смущенья
Вздыхателей пронзила самомненье
И уничтожила их «я».
Аттар
В других случаях бровь может представлять атрибут божественной Красоты в абсолютном смысле:
О брови чаровниц – от вас
Не в силах отвести я глаз.
Но и на лунный серп взирая,
Я бровь Единства наблюдаю.
Магриби
Изменчивость бровей её
Нам каждый миг являет лик её.
И я с дыханьем каждым, головой качая
Туда-сюда, за ней слежу, на лик её взирая.
Магриби
Спящая бровь (абру-и куфта)*
* В ИИ этот же термин передан как «две брови» (джуфт-и абру; ду абру).
Это выражение может обозначать отпадение путника от его стадии и «стоянки» на Пути вследствие ошибки, с последующим возвратом на эту же стадию и «стоянку» благодаря божественной привлеченности и милости.
ИИ 59; РА 52
Любя тебя, попал в объятья сонной дрёмы –
как брови спящие твоей истомы.
Муж должен быть непрост, чтобы суметь
до твоего запястья дотянуться, пальцев
или руки твоей коснуться.
Я звал тебя «моя турчанка»** –
тебе то было не по вкусу.
Отверг я все слова
и стал «твоим индусом»***.
АА 35
** «Моя турчанка» – то есть мы говорим на разных языках, ты не внимала мне.
*** «Твой индус» – то есть «твой покорный слуга».
Молитвенная ниша брови, михраб брови**** (михраб-и абру)
**** Слово михраб может обозначать верхние покои в доме; почетное место в собрании; трон, на котором восседает царь, скрытый занавесью от своих подданных; стрельчатый альков или ниша в мечети, обращенная к Мекке и задающая направление молитвы, в которую становится для молитвы человек, проводящий общую молитву.
Согласно Гияс аль-лукат слово михраб происходит от харба – «вести битву», а в переносном смысле оно означает «место поединка» или «поле битвы верующего с Сатаной» (адаптир. из Лугхат-намэ Дехкода, см. михраб).
Михраб в мечети призван сосредоточить внимание поклоняющегося на кибле*, поэтому молитвенная ниша брови также обозначает проявления божественной Красоты, которая направляет взгляд любящего к божественной Возлюбленной.
* Кибла – направление молитвы у мусульман, которые молятся, обратившись к «дому Бога» в Мекке – Каабе.
К михрабу брови Друга обратись.
Удача – там.
Признай свою нужду, спокойствия лишись,
И исступлённо и мучительно молись.
Хафиз
Страшусь, что вера пропадёт
моя, ибо бровей твоих михраб
Из моего молящегося сердца
«присутствие» крадёт.
Хафиз
Кто сам себя
в кипящую кровь сердца
погружает –
Лишь тот
в михрабе стрельчатом её бровей
свою молитву отправляет.
Хафиз
НЛТ
О брови говорят, имея в виду отклонение путника от прямого пути канонического закона и духовной стези. Это приводит к падению с той стадии, которой он достиг, и к возникновению завесы на совершенствах, которые он открыл в состоянии видения (шухуд) желанной реальности и свойств «увиденной Возлюбленной» (ма'шук-и машуд)
ТТ 169
Глаз и бровь вместе означают слово из сверхчувственного мира (гхаиб), возникшее в сердце познавшего.
ЛГIII 3
Бровь также часто служит образом связи божественных выражений и доверительных советов, направляющих внимание путника к Единству*; а изгиб брови любимой обращает внимание любящего на его или ее глаз, лицо и выражение лица.
* Здесь и далее в тексте книги жирным курсивом выделяются специальные термины, которые уже обсуждались автором в других публикациях. Их список приведен в конце книги – см. Приложение.
Бесчувственны соперники* –
А ведь при выдохе и вдохе каждом
Через доверенного пажа
её бровей
Приходит множество посланий
И от ее очей, и от ее бровей.
Хафиз
* «Соперники» – имеются в виду друзья-дервиши путника, идущие по тому же Пути, но проявляющие небрежение к поминанию Бога и обязанностям поклонения, и потому нечувствительные к неявным весточкам от Господа (прим. автора).
Сколь часто целился в меня
Людских попрёков лук,
Но наконец настиг меня
Любимой брови лук!
Хафиз
Согласно Лахиджи, поскольку божественные Атрибуты связаны с Сущностью, а по бровям судят о выражении лица, то бровь символизирует божественные Атрибуты.
СГР 552
Коль речь о том, что так походит
На очи или брови
С их колдовскою красотой, с ума сводящей,
И скромностью дразнящей –
Тогда прощай, суровая аскеза
И воздержания оплот –
Разрыв со святостью и разумом грядёт.
Камаль Худжанди
Бровь также может обозначать манифестацию божественной Красоты.
И душу я, и сердце променял
На бровь и очи милой-джан.
Когда б изгиб бровей ее ты увидал! –
И свет очей любимой-джан!
Хафиз
Лица, бровей мистерия движенья…
Для Магриби ты как луна –
Тут – на ущербе, там – полна.
Магриби
В некоторых случаях бровь может обозначать божественное Знание, например:
Пока лазурный небосвод
Не выгнулся над нами,
Любимой брови небосвод
Встречали мы очами.
Хафиз
Здесь говорится о том, что до сотворения вселенной предвечный архетип ('айн-и цабита)* бытия поэта предсуществовал в Знании Бога. Иначе говоря, точно так же как бровь помогает глазу различать тонкие намеки, также и дарование путнику божественных атрибутов помогает ему достигнуть подлинно духовного воздействия Бога и озаренности ведением.
* Неизменные архетипы или сущности, по Ибн Араби, «есть результат первого самопроявления Абсолюта, их приход в бытие является событием в мире Незримого… Архетипы имеют двойную природу бытия, активную и пассивную, то есть пассивную в отношении к тому, что выше, и активную в отношении к вещам, которые являются символами самих себя… Они – «реципиенты», рецептивные и пассивные постольку, поскольку они суть потенциальные возможности в божественной сущности. Но рассматриваемые сами по себе, они обладают самодостаточной природой и имеют решающую власть над всем, что возможно в мире… они актуализируются… каждая в соответствии с требованиями своего архетипа». – T. Izutsu, The Key Philosophical Concepts in Sufism and Taoism (Tokyo: 1966), p. 150.
Когда женщина закрыта вуалью, единственная часть лица, которую иногда можно рассмотреть сквозь вуаль, это брови. Затем следуют глаза, и потом – лицо в целом. Поэтому брови – подходящий образ отсылки к начальному проявлению божественных атрибутов перед путником, идущим по духовной стезе; эта манифестация приманивает путника и увлекает его вперед.
Я обезумел от любви,
Когда она
Как новая луна,
Бровь приоткрыла,
Едва лишь выглянув, –
И двери затворила.
Хафиз
Та же самая манифестация Атрибутов, обозначаемая посредством бровей, способна разом искоренить самолюбование и эгоизм путника:
Сколь своенравна бровь твоя –
Без промедленья, без смущенья
Вздыхателей пронзила самомненье
И уничтожила их «я».
Аттар
В других случаях бровь может представлять атрибут божественной Красоты в абсолютном смысле:
О брови чаровниц – от вас
Не в силах отвести я глаз.
Но и на лунный серп взирая,
Я бровь Единства наблюдаю.
Магриби
Изменчивость бровей её
Нам каждый миг являет лик её.
И я с дыханьем каждым, головой качая
Туда-сюда, за ней слежу, на лик её взирая.
Магриби
Спящая бровь (абру-и куфта)*
* В ИИ этот же термин передан как «две брови» (джуфт-и абру; ду абру).
Это выражение может обозначать отпадение путника от его стадии и «стоянки» на Пути вследствие ошибки, с последующим возвратом на эту же стадию и «стоянку» благодаря божественной привлеченности и милости.
ИИ 59; РА 52
Любя тебя, попал в объятья сонной дрёмы –
как брови спящие твоей истомы.
Муж должен быть непрост, чтобы суметь
до твоего запястья дотянуться, пальцев
или руки твоей коснуться.
Я звал тебя «моя турчанка»** –
тебе то было не по вкусу.
Отверг я все слова
и стал «твоим индусом»***.
АА 35
** «Моя турчанка» – то есть мы говорим на разных языках, ты не внимала мне.
*** «Твой индус» – то есть «твой покорный слуга».
Молитвенная ниша брови, михраб брови**** (михраб-и абру)
**** Слово михраб может обозначать верхние покои в доме; почетное место в собрании; трон, на котором восседает царь, скрытый занавесью от своих подданных; стрельчатый альков или ниша в мечети, обращенная к Мекке и задающая направление молитвы, в которую становится для молитвы человек, проводящий общую молитву.
Согласно Гияс аль-лукат слово михраб происходит от харба – «вести битву», а в переносном смысле оно означает «место поединка» или «поле битвы верующего с Сатаной» (адаптир. из Лугхат-намэ Дехкода, см. михраб).
Михраб в мечети призван сосредоточить внимание поклоняющегося на кибле*, поэтому молитвенная ниша брови также обозначает проявления божественной Красоты, которая направляет взгляд любящего к божественной Возлюбленной.
* Кибла – направление молитвы у мусульман, которые молятся, обратившись к «дому Бога» в Мекке – Каабе.
К михрабу брови Друга обратись.
Удача – там.
Признай свою нужду, спокойствия лишись,
И исступлённо и мучительно молись.
Хафиз
Страшусь, что вера пропадёт
моя, ибо бровей твоих михраб
Из моего молящегося сердца
«присутствие» крадёт.
Хафиз
Кто сам себя
в кипящую кровь сердца
погружает –
Лишь тот
в михрабе стрельчатом её бровей
свою молитву отправляет.
Хафиз
Энциклопедия суфийского символизма. Бровь
д-р Джавад Нурбахш
(Пер. А.Орлова)
(Пер. А.Орлова)
суфизм, джавад нурбахш, аттар, магриби, хафиз, бровь, абру, салик, чашм, гхаиб, символизм
- Просмотров: 2002