Дж. Нурбахш. Семья суфиев

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

В связи с постоянным увеличением числа суфиев и ростом числа тех, кто демонстрирует заметный прогресс, считаю необходимым объяснить, что значение имеет качество, а не количество, и что отсчёт ведётся по духовному состоянию суфиев, а не по их числу.
В свете этого считаю нужным повести речь о семье суфиев. Ибо все те, кто приходит со всего мира с тем, чтобы присоединиться к этому Пути, становятся членами суфийской семьи. Более того, чувство принадлежности к суфийской семье основано на любви, доброте, верности. И все здесь - братья и сёстры независимо от пола, расы, материального положения или образования, чья общая цель - человеческое совершенство.

Дж. Нурбахш. Свобода воли и предопределенность

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи
 
Один суфий спросил меня, как я толкую проблему свободной воли и предопределения в суфизме. Ниже следует мой ответ.
Если в начале Пути идущий по нему верит в предопределение, тогда он или она - неверующий или неверующая. Тем не менее, если бы завершивший Путь по-прежнему руководствовался бы собственной свободной волей, его или её всё же считали бы неверующим.

Дж. Нурбахш. Сомнения на Пути

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

Коль скоро искатель Пути нашёл своего учителя (мастера) и стал повиноваться ему, он или она не должны подвергать сомнению его распоряжения, ибо мастеру ведомы тайны, которые ученик понять не в состоянии.
Поэтому, если действия мастера не по нраву ученику, последний должен не подвергать их сомнению, а верить, что мастер знает лучше. По той же причине ученику непозволительно испытывать мастера, ибо это подтачивает духовную преданность ученика и, в конце концов, ведет к разрыву. Мы отметили это с тем, чтобы предостеречь продвигающегося по Пути от опасности неумышленно отсечь себя от внутреннего внимания, направляемого мастером на ученика. Ибо существует много такого, что может показаться ученику богохульством, но на самом деле отражает веру мастера; или такого, что запретно для ученика, но разрешено мастеру.

Дж. Нурбахш. Грех и добродетель для суфиев

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи
В дополнение к тому, как грех и добродетель понимаются религиозным законом, суфизм имеет собственное представление о грехе и добродетели, которое я изложу здесь.
Грех. Для начинающего суфия грехом считается досаждать или причинять беспокойство кому-либо; фактически суфий должен следить за тем, чтобы не допустить нанесения малейшей обиды другим. Как говорит Хафиз:

Коль скоро ты не причиняешь людям вреда,
делай, что хочешь,
Ибо в нашем религиозном законе
нет иного греха, кроме этого.

Дж.Нурбахш. Бог суфиев

Речь кутба (Мастера) братства Ниматуллахи

С точки зрения суфия Бог - это Абсолютное Бытие, и всё, что существует, предопределено Им или свидетельствует о Нём. Суфии утверждают, что бытие всего существующего обусловлено бытием Бога и представляет собой проявление этого Бытия, без которого не существовало бы ничто. Как говорит Руми:

Мы - небытие,
демонстрирующее иллюзию существования.
Ты же - Абсолютное Бытие
и наше единственное существование.