Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

ЗОРОАСТРИЗМ И ИУДАИЗМ: ГЕНЕЗИС СРАВНИТЕЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ ДВУХ ВЕЛИКИХ РЕЛИГИЙ

Автор: Эрвад Джехан Багли

Зороастризм и иудаизм имеют связи, возникшие за много веков до того, как христианство появилось на религиозной сцене планеты. Зороастрийский образ жизни заметно повлиял на раннюю еврейскую религиозную структуру. То, как это произошло, как на социальном, так и доктринальном уровне — предмет, достойный исследования и понимания.
Ахеменидский царь, самым тесным образом связанный с этими событиями — Кир Великий, поклонявшийся зороастрийскому Богу Ахура Мазде, ставший царем Аншана в 558 г. до н. э. и провозглашенный основателем Ахеменидской Империи. В ту эпоху Вавилоном управлял тиран по имени Набонид. Он угнетал вавилонян в целом, и в частности — “народ Израиля”, который он держал пленником на своей земле. Исторические свидетельства наводят на мысль о том, что обученные и искусные персидские агенты, должно быть, проникли в Вавилон, чтобы убедить жрецов Мардука (вавилонского бога) и народ Израиля в том, что единственное их спасение — позволить воцариться в Вавилоне Киру.

Ученые предполагают, что результат работы персидских агентов ясно отражен в “хартии” Кира, которая появилась как оракул от богов Вавилонии, уполномочивающих его (то есть Кира. — Д. В.) освободить Вавилон. Поразительная параллель к этому обращает на себя внимание в пророчествах, обнаруженных в Книге Второисаии. Схожесть этих двух сообщений определенным образом внушает мысль, что пророк Исаия был, возможно, первым евреем, кто узнал о Кире и зороастризме от персидских магов. Пример этих двух параллелей представлен ниже:

“Хартия” Кира рисует Мардука говорящим: “Он (Мардук) внимательно смотрел во все страны, ища праведного правителя… он произнес имя Кира, царя Аншана… чтобы тот стал правителем всего мира. Мардук великий бог, защитник своего народа, узрел его (Кира) добрые дела и приказал ему выступить против города Вавилона” (Мортон Смит, цит. по: Morton Smith, Jour. Of Amer. Ori. Soc. 1963, 83, 415).

Стихи Второисаии отражают разительную параллель, взывая к Киру от имени еврейского Бога Иеговы (Яхве):

“Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен!” и храму “ты будешь основан!”" (44:28). (Здесь и далее все пассажи из Библии приведены в каноническом переводе /Синодальное издание/. — Д. В.).

“Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы…” (45:1).

“Я воздвиг его в правде… Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары…” (45:13).

Из вышеприведенных цитат очевидно, что зороастрийский царь Кир был призван из двух разных источников, чтобы исполнить одну и ту же обязанность. Как выразилась Мортон Смит (там же): “Иудеям они представили Кира, как избранного Яхве, чтобы объединить Вавилон и восстановить Израиль; вавилонскому жречеству они представили его, как избранного Мардуком, чтобы освободить Вавилон от тирании Набонида”. Интересно заметить, что изречение Второисаии свидетельствует о насилии при захвате Вавилона (Исаия 45:2). Напротив, пророчество жрецов Мардука говорит о полностью ненасильственном вступлении в Вавилон (Мортон Смит, там же). Факты истории действительно фиксируют то, что Кир совершил бескровный захват Вавилона. Профессор Бойс замечает, что “стихи Второисаии примечательны в том, что только в них во всем Ветхом Завете, термин “Мессия” в смысле помазанный избавитель еврейской нации применен к чужеземцу, не еврею (Киру)” (“История зороастризма”: History of Zoroastrianism. Vol. II, p. 44).

Очевидность соприкосновения Второисаии с персидским (зороастрийским) источником далее аргументирована присутствием различных теологических выражений в этом писании, не типичных для еврейской литературы. Не только сами эти выражения чужеродны для еврейской традиции, но так же и то, что они несут заметное сходство с характером зороастрийской традиции. Относительно этих сходств Смит замечает, что едва ли возможно установить абсолютное происхождение теологической идеи. Тем не менее, автор добавляет: “Что может быть отчетливо видно — путь, посредством которого определенные идеи, прежде случайные и незначительные, вдруг находят частое выражение и формируют центральную концепцию важной работы” (там же, p. 418). Существенный факт — представление о том, что “Яхве создал мир”. В традиционной еврейской литературе оно не играет заметной роли. Настойчивость Исаии в неоднократном произнесении данной концепции привела Мортон Смит к заключению, что это явилось результатом внешнего влияния на традиционный иудаизм. Она описывает это, говоря: “… факт того, что Исаия получил свою политическую программу от персидской пропаганды Кира, делает вероятным поиск источника этого влияния в персидском (зороастрийском) материале…”.

Ясна 44 Гаты Уштаваити — отрывок, часто используемый некоторыми учеными в подтверждение мнения о всемогуществе Ахура Мазды, — состоит из серии проникновенных вопросов, заданных Ахура Мазде пророком Зороастром. Очевидный ответ на них может быть сформулирован как “Я”, или “Я сотворил”, — от Мудрого Господа, Ахура Мазды. Обнаруживается поразительное сходство как в стиле, так и в сущности космологического описания Второисаии в стихах 40 и 45 с 44-м стихом Ясны. Чтобы привести хотя бы один такой пример, мы читаем в Ясне 44.5:

“Так я спрашиваю Тебя. Истинно скажи мне: какой ремесленник создал светящиеся тела и темные пространства? Какой ремесленник сотворил сон и бодрствование?…” (С. Инслер: цит. по: S. Insler, Gatha of Zarathushtra, p. 67).

Вышеприведенный пассаж примечательно схож со стихом 45.7 Второисаии, где сказано: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это”. Принимая во внимание исторический временной срез, это может служить существенным доказательством влияния учения Зороастра на мышление Исаии.

Книга Ездры, предположительно написанная около 460 г. до н.э., начинается с рассказа об указе Кира (Ездра 1.1; 1.2), со слов, что Яхве, Господь, поручил Киру построить ему дом в Иерусалиме. История фиксирует, что в то время это задание еще не было выполнено до конца. Мы читаем в стихах 5.1 и 6.14, 15 Книги Ездры требование пророков Аггея и Захария к евреям строить “дом Яхве”. Предполагается, что после изыскания в царских документах Дарий, ставший зороастрийским правителем Персии, завершил осуществление указа Кира. В еврейском писании Ездра засвидетельствовал это событие (стих 6.15), говоря: “И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария”. По этому поводу должно быть замечено, что Дарий — зороастрийский правитель, в своей помощи евреям, очевидно, добился двух важных уступок с их стороны:

1. верность и благодарность еврейских подданных и
2. безопасность передвижения в Египет, поскольку Палестина стратегически лежала на пути между Персией и Египтом.

Полстолетия спустя мы наталкиваемся на ахеменидского царя Артаксеркса, чье имя также появляется в еврейском писании Ездры (стихи 7.7, 7.12). Артаксеркс следовал традиции благосклонного отношения к евреям, как было основоположено его предками. Он назначил Неемии, одному из своих верноподданных, охранять Иерусалим. Нам рассказывается, что Неемия, строго следовавший соблюдению зороастрийского кодекса ритуальной чистоты, был ответственен за переход еврейского кодекса чистоты, который касался единственно культовых практик, в каждодневные законы чистоты, обязательные для каждого верующего. Законы чистоты, как замечено профессором Бойс, больше не ограничивались Храмом, но должны были соблюдаться “в полях, на кухне, постели и улице” (“История зороастризма”: History of Zoroastrianism. Vol. II, p. 190).

Работа “Ездры, книжника” — сведущего в законе Бога небесного (Ездра 7.12) и законе Моисеевом (Ездра 7.6) — напрямую ответственна за параллели, существующие между зороастрийскими и иудейскими верованиями. Ездра был уполномочен императором Артаксерксом отправиться в Иерусалим и “обозреть” его по закону их Бога. Письмо, дающее этот указ, сохранилось в Книге Ездры (7.11-14), которая гласит: “И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре… От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою. Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего…”.

“Семь советников”, на которых ссылаются в вышеприведенном письме, отражают зороастрийскую доктрину Божественной Семерки. В те дни правитель в такой же мере почитался на земле, как Творец на небесах. Впоследствии царь стал земным отражением Ахура Мазды. Он со своими советниками образовал “семерку”, подобно “Божественной Семерке”, образованной Ахура Маздой и Амеша Спента (Бойс, “История зороастризма”: Boyce, History of Zoroastrianism. Vol. II, p. 94).

В первых пяти книгах Ветхого Завета, известных как Пятикнижие Моисеево, пост-”пленные” описания (автор имеет в виду фрагменты, написание которых относится ко времени после Вавилонского плена. — Д. В.) широко распространены в “Священническом кодексе”. Современные ученые связывают эти пассажи с пророком Ездрой. “Кодекс святости” Книги Левит и первая глава Книги Бытия атрибутируются по своей принадлежности к этой группе сочинений. Они демонстрируют глубокие зороастрийские влияния.

Важно отметить, что космогоническое описание в “Бытие”, глава I, заметно отличается от истории Эдемского сада в главе II. Описание из первой главы несет заметное сходство с зороастрийским описанием. Мы читаем в “Бытие”:

“В начале Бог сотворил небо и землю… И стал свет… и назвал Бог свет днем, а тьму ночью” (стих 1.3-5). Этот процесс продолжается в творении других элементов, достигая своей кульминации в (стих 1.26-28) создании человека. Полное сходство вышеприведенного описания с зороастрийским ожидаемо. Причина этого заключается в том, что к означенному времени зороастрийские знания стали известны духовенству и теологам других религий в этой части мира.

Влияние зороастризма на эсхатологический аспект иудаизма так же заметно в пост-”пленных” писаниях. В ранних еврейских сочинениях радость по поводу грядущего (в конце времен. — Д. В.) была выражена в лучшем случае крайне неопределенно. Впервые у Второисаии встречаются выражения, подобные следующему:

“Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте… земля извергнет мертвецов” (стих 26.19).

Эти слова — явные перепевы зороастрийских откровений в этой области. Как заключает профессор Бойс: “… трудно не уступить зороастризму как приоритет, так и влияние, особенно потому, что элементы зороастрийского учения могут быть прослежены вплоть до древних индоиранских религиозных традиций, тогда как еврейские апокалиптические впервые появляются после соприкосновения с религией персов”.

Наконец, концепция “ограниченного времени” Зороастра, в конце которого “зло” будет полностью искоренено, и истинное царство Ахура Мазды возобладает в мире, — совершенно уникальна в его (то есть Заратуштры. — Д. В.) вере. И даже эта концепция, кажется, проникла в писания Второисаии, где мы читаем:

“Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц…” (стих 25.8).

Действительно интересно заметить, что в вышеприведенном пассаже Бог Иегова принимает на себя высшую ответственность за уничтожение зла. Таким образом, он воспринимается как Всемогущий. Этот аспект иудаизма, согласно некоторым ученым, отличен от зороастризма, где, как они утверждают, Всемогущество Ахура Мазды наступит лишь с Фрашо-керети (периодом вечного блаженства).

Из всего вышесказанного кажется очевидным, что Второисаия был первым евреем, который услышал об учении Зороастра. Влияние зороастризма, таким образом, распространилось среди народов, управлявшихся зороастрийскими монархами. Эти императоры были не просто верующими, посвященными в учение Заратуштры, но также распространяли это учение по всей территории своей огромной империи.

Перевод с английского: Дина Витчинкина

Источник

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org