Автор: Super User. Дата публикации: . Опубликовано в Суфийская классика.

Ф.Аттар. Истории из “Жизнеописаний святых”

Ф.Аттар. Истории из “Жизнеописаний святых” (Тадкират аль-авлийа)
 
Истории из “Жизнеописаний святых” (Тадкират аль-авлийа) Фаридуддина Аттара

Шибли и грецкий орех

К тому времени как Шибли встретил двух мальчишек, не поделивших грецкий орех, он уже побывал правителем Дамаванда, оставил эту должность, примкнул к кругу Хайра-и Нассаджа, где был посвящен на путь духовной нищеты, и послан шейхом Нассаджем к знаменитому Джунайду. Прибыв, Шибли рассказал Джунайду, что о последнем говорят как о знатоке жемчуга.
– Если это так, наделите и меня жемчужиной, или продайте мне ее, – предложил он Джунайду.
– Не по карману тебе купить ее, – ответил шейх, – не сможешь ты дать за нее ее цену. Если же я дам тебе ее просто так, ты никогда и не узнаешь ее истинную цену, – ведь она легко тебе досталась.
Если тебе действительно нужна жемчужина, тебе надлежит, последовав моему примеру, погрузить голову в Океан и терпеливо ожидать, снося множество невзгод, покуда Он не изволит в Своей милости даровать её тебе.
– Что же мне надлежит делать? Наставьте меня в этом, я последую любому вашему указанию.
По повелению Джунайда Шибли целый год торговал серой, еще год просил милостыню на улочках Багдада – до тех пор, пока ему перестали подавать – ни куска пищи, ни монетки; четыре года он вымаливал прощение у всех тех, кого притеснял в бытность свою правителем Дамаванда, и затем еще год нищенствовал на улице.
После всего этого Джунайд наконец допустил Шибли в свой круг – в качестве слуги, обязавшегося еще год прислуживать сподвижникам Джунайда. И лишь когда Шибли действительно стал воспринимать себя как нижайшее из Божьих созданий, он был принят Джунайдом.
Всё это и многое другое осталось позади к тому моменту. когда он случайно увидел двух мальчишек на дороге близ Багдада, дерущихся из-за грецкого ореха.
– Он мой! Он весь мой, паршивый ты пёс! – визжал один из них, пытаясь вырвать орех.
Шибли со смятением увидел, как, сцепившись, они повалились на землю, цепляясь за орех, и катались в пыли, пытаясь побороть друг друга.
– Я первым его увидел, обезьянья морда!.
– А я первым поднял его!
– Не ты!
– Нет я!
И тут откуда ни возьмись явился Шибли и выхватил орех, так что мальчишки застыли в изумлении, тараща на него глаза.
– Нет повода для драки, – увещевающе произнес он со строгой, даже отеческой интонацией.
– Вам бы ладить между собой, а вы деретесь? Бог свёл нас, чтобы мы помогали друг другу, а не враждовали. Вот вы не поделили орех. Почему бы не разделить его пополам, на две равные доли? Не это ли – лучший способ дележа среди друзей?
Мальчишки согласно кивнули, пристыженные случившимся.
– Терпение. Сейчас я разделю орех, и оставим эти глупые ссоры и эгоизм.
Шибли с радостью увидел, как их головы склонились как знак того, что они восприняли его слова о справедливой делёжке. Подобрав с дороги камень, он осторожно расколол орех. Удивительно, но скорлупа оказалась пуста – ореха в ней не было и следа.
В смятении стоял он, когда внезапно услышал глас:
– Иди же, – было сказано ему, – и дай Нам лицезреть тебя делящим орех, если ты – Разделяющий.
Услышав это, Шибли пал на колени, сгорая со стыда.
– И вся эта возня – из-за пустой скорлупы! – воскликнул он, в ином свете увидев случившееся.
– Вся эта напыщенность, всё самомнение – к тому лишь, чтобы оказаться разделяющим... ничто!

Журнал “Суфий”, № 31, с. 58

суфизм, джунайд, аттар, классика, шибли