Музыка в суфизме

Э.Худояров "Музыка и ислам"

Музыка и ислам находятся друг с другом в какой-то магической, подчас противоречивой связи. Можно услышать термины исламская музыка, суфийская музыка. Еще в 1978 г. британская поп-звезда Кэт Стивенс принял мусульманство, за ним в 80е и 90е гг. последовала целая плеяда европейских рок-музыкантов. Россия тоже в какой-то мере поддержала эту новую тенденцию. В конце 90-х заявил о переходе в ислам клавишник группы "Вежливый отказ" Максим Трефан, в своих интервью той поры он говорил, что стал мусульманином именно через музыку, когда впервые в жизни услышал азан (мусульманский ритуальный призыв к молитве).

Однако отношение самого ислама к музыке достаточно сложно и неоднозначно. И это притом, что европейская музыка в значительной степени происходит от исламских и шире, от вообще ориентальных музыкальных традиций.

Средневековые Багдад, Медина, сарацинская Кордова, были центрами культуры, науки и искусства, именно там сформировалось то, что через 400-500 лет стало гордо называться классической музыкой.

История сохранила имя средневекового музыканта и певца Зирйаба, который жил в Кордове в IX веке. В молодости он пел и играл в Багдаде перед Харун ар-Рашидом. Зирйаб считался законодателем и арбитром вкуса своего времени калибра Петрония Арбитра или Красавчика Брюммеля. За возможность иметь его в качестве придворного музыканта состязались мусульманские владыки, заваливая его подарками, и пытаясь переманивать его друг у друга. Зирйаб поднял уровень инструментального и вокального исполнения и определил развитие музыки на целые столетия.

Но он был лишь одним из многих музыкантов. Арабы изобрели или усовершенствовали много разных музыкальных инструментов. Особенно популярны на востоке были песни под аккомпанемент лютни, пандоры, псалтериона, флейты и пр., чтобы подчеркнуть ритм использовали барабаны и тамбурины. До арабов Европа не знала понятия военной музыки. Так, что современные марши тоже, по сути, заимствованы у мусульман.

Существует много арабских сочинений по теории музыки, некоторые из них основаны на трудах греческих авторов, другие развивают собственное учение. В последствии эти труды переводились на латынь и древнееврейский язык.

Изготовление музыкальных инструментов, как высокое искусство тоже пришло в Европу из сарацинской Испании. Арабские слова для названий лютни, гитары, ребека и литавр выдают их происхождение. Слово лютня происходит от арабского ал-уд, гитара - от кытар, ребек - от рабаб, литавр - от ат-табал. Еще большее влияние оказало на Европу арабская манера пения, породив музыкальную и поэтическую традицию менестрелей. От сарацин и мавров пришла куртуазная культура, получившая широкое распространение в Провансе и Аквитании. Моррисовы танцоры в Англии, само их название произошло от слова Moorish - мавританский, исполняющие свое представление с игрушечными лошадками и бубенчиками, тоже заимствование с исламского Востока, или, скорее всего, из мавританской Испании.

Но при всем при этом необходимо понимать, что есть разница между восточной культурной традицией и религиозным исламским отношением к музыке.

Шариат, исламское право, охватывает все сферы жизни и деятельности мусульман, не оставляя в стороне и музыку. По исламским законам инструментальное и вокальное исполнение строго регламентировано и споры об этом регламенте у мусульманских факихов (правоведов) не утихают по сей день.

Существует широко распространенное мнение, что музыка во всех ее жанрах и проявлениях является запретной для мусульман (харам), ибо она отвлекает человека от молитвы и благочестивых раздумий. Однако это не совсем так.

По шариату музыка, если она не содержит в себе непристойности (под эту категорию попадают, например многие частушки), вполне уместна во время праздников, свадеб, рождения детей и т.д. Доказательством тому обычно приводят хадис (придание о действиях или высказываниях пророка Мухаммада), о том, что когда, ближайший сподвижник Мухаммада Абу Бакр зашел к нему в дом и увидел двух служанок поющих и играющих на флейте, он воскликнул "Дудка сатаны в доме Посланника Божьего", на, что Пророк ему ответил, "Оставь их, по истине у нас праздничные дни". Так, что украшения праздника и веселья музыкой одобрял сам пророк Мухаммед.

Против мнения о запретности пения и музыки выступил и выдающийся исламский ученый современности Юсуф Кардави, сказав, что все хадисы, указывающие на нежелательность музыки, либо выдуманы, либо недостоверны, а явного неодобрения музыки и пения нигде нет.

А один из самых известных сподвижников Пророка Мухаммеда, Умар ибн ал Хаттаб, ставший после его смерти вторым "праведным" халифом, сказал "песня - это провизия путника".

Есть аргументы и у противников музыки они ссылаются на слова пророка Мухаммада - "Поистине появятся среди последователей моих те, кто сделает разрешенным вино, свинину, чистый шелк и струнные инструменты", а по сему дозволено только вокальное исполнение, без музыкального сопровождения.

На протяжении всей истории ислама не прекращались споры о том, что же все-таки не одобряется. В опалу попадали не только струнные инструменты, но порой и духовые. Всегда находились авторитетные правоведы, которые реабилитировали и те, и другие. Были ученые, поддерживающие мнение, что пение в музыкальном сопровождении даже желательно и предпочтительнее чем без оного. Но, вот ударные инструменты являются дозволенными однозначно, и с этим никто не спорит, потому, что существует высказывание пророка Мухаммада - "Объявляйте о браке и бейте в бубен"

Подытоживая эту тему можно было бы отметить, что шариат не содержит в себе ни однозначного запрета на музыку, ни ее одобрения, каждый должен сам определить для себя, что для него приемлемо в музыке.

Выдающийся исламский ученый XX века, Саид Нурси говорил, "Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными, те же звуки, что пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и подавленность, эгоизм или животную страсть, являются запретными. Если запретность и дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия".

http://religion.russ.ru/style/20020702.html