Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

Основатель тюркского суфизма, выдающийся мыслитель средневековой мусульманской эпохи шейх Хаджа Ахмет Яссави, родился в к. XI- н. XII в. городе Сайрам (Исфиджаб), который расположен на территории современного Южного Казахстана, недалеко от города Шымкента. По поводу жизни Х.А. Яссави в народе бытует немало легенд и рассказов, из которых довольно трудно без соответствующего анализа вычленить их реальную подоплеку.

Некоторые из них зафиксированы в родословных шежере “Насаб-наме:” (ХIII в.). Согласно этому источнику, Х.А. Яссави является представителем двенадцатого поколения одного из видных арабских проповедников и военачальников Исхах баба.(1)

Согласно этим источникам, Ахмет и его сестра Гаухар Шахназ остались сиротами после смерти отца Ибрахим шейха.

Семилетнего Х.А. Яссави взял на воспитание шейх Арыстан баб, который стал его духовным отцом. Арыстан баб обучил его основным догматам ислама. После кончины учителя Ахмет перезжает в Бухару где становится учеником известного шейха Йусуфа Хамадани (1040/50-1140 гг) и получает право проповедовать ”Пути познания истины”. Через некоторое время он возвратился в город Туркистан (Ясы). (3)

Учение Х.А. Яссави основано на признании целостного и единого Бога (Хакк). Хакк – абсолютный дух, который может воплощаться в разные образы материального мира. Человек – причина появления этого бытия, он рассматривается как цель и достижение. Человек имеет в себе духовное начало, которое принадлежит Богу (Хакк) и людские потребности, которые принадлежат материальному миру. Поэтому Дух, обладающий сущностью Бога (Хакк), определяет внутренний мир человека. Человек, чтобы достичь внутреннего совершенства, должен бороться с внешними потребностями и желаниями. В процессе достижения духовного совершенства человек, как одна из частиц абсолютного духа, должен делать попытки для познания Бога (Хакк), или “Таухит” (соединиться) и как Мансур Халладж должен достичь Бога: “Ана-ль- Хакк” (Я есть – Хакк). (4)

По мнению исследователя Идрис Шаха, “Чтобы понять сущность суфизма, не надо искать “волшебные” книги и логически рассуждать. Суфизм – это один из обликов социального мира, предназначенный для открытия особых возможностей человека. Чтобы достичь уровня суфия, человек должен развивать некоторые свои способности. Но человек, который этого не будет делать, останется в прежнем состояния. Суфий всегда сталкивается с жестокой правдой слабого мира, светом и тьмой”.(5)

Суфий – это человек, который придерживается всех догм ислама. Для своего совершенствования он берет в основу шариат. Мурид – это тот человек, который распространяет мировоззрение суфизма, его философию, знания, это человек, который показывает своим поведением, что он суфий. Е.Э. Бертельс в своих работах пишет: “В сердце мурида нет единства. Он много говорит, но слов нет, он все видит, но нет того, что он видел, он ест, но вкуса не знает, в нем нет удовлетворения, радости и несчастья, легкомыслия, это и есть мурид”.(6) О Х.А. Яссави и его учениках (муридах) известный востоковед В.В. Бартольд пишет: “Известия о шейхе Ахмете Яссави и его учениках свидетельствуют о том значении, которое имели среднеазиатские дервиши в деле распространения ислама в степи, как и теперь представители дервишизма, имамы имеют больше последователей среди кочевников, чем среди оседлого населения”.(7) Согласно учению Х.А.Яссави, человек для достижения истины, должен пройти четыре ступени или пути совершенствования. Прохождение пути состояло из множества различных элементов, и основными этапами являлись: шариат, тарикат, магрифат, хакикат. Слово тарикат, или “сулук” означало странствие, поэтому на пути странника имелись стоянки, или макамы. Каждый из четырех этапов состоял из 10 макамов. Первые десять макамов шариата заключались в следующем:

  1. Иман – вера в то, что Аллах единственен и един, вера в его всемогущество и совершенные качества;
  2. Совершение намаза (молитвы); 3. Ораза – необходимость поститься в месяц Рамазан;
  3. Зекет – раздача бедным одной сороковой части богатства;
  4. Хадж – совершение паломничества;
  5. Руководствуется только Истиной;
  6. Изучение наук;
  7. Беспрекословное выполнение Сунны святого Посланника;
  8. Выполнение всех велений Аллаха и Посланника;
  9. Махи-мункар – не вставать на путь плохих, “кривых” небогоугодных дел.

Десять макамов шариата таковы:

  1. Тауба (покаяние), которое означает не только раскаяние в грехах, свойственных обычному мусульманину, но и раскаяние суфия в грехах вообще;
  2. “Отдать руку пиру” – это означает полное подчинение и служение шейху;
  3. Хауф (страх) – означает боязнь и страх, опасение за возможную ошибку на пути к Богу и Рижа (надежда) – значит надеяться на милость и милосердие Аллаха;
  4. Соблюдение виру-аврал – тайной молитвы яссавийского ордена;
  5. Запрет на потребности, свойственные обычному человеку, которые тянутся к ляззат – наслаждению;
  6. Нахождение на службе пира, беспрекословное исполнение указаний и наставлений шейха;
  7. Произношение только того, что разрешает пир;
  8. Прослушивание всех наставлений;
  9. “Таджрид” – уединение, изолированность в обществе;
  10. “Тафрид” – сохранение позиции Индивидуальности.

Десять стоянок третьего этапа марифата означали следующее:

  1. Находиться в состоянии фана (перс, “бедный”, араб, “факир”);
  2. Стремление стать муридом;
  3. В каждом деле быть “тахаммул”, т.е. терпеливым, выдержанным;
  4. Требовать справедливости, чистоты в помыслах;
  5. Быть “магрифат” – исповедовать внеопытное знание;
  6. Наряду с прохождением на этапе магрифат соблюдать принципы шариата и тариката;
  7. Отказ от мирских благ, отрешение от материального благосостояния;
  8. Помнить об “ахырет” – Судном дне; 9. Познание уровня “вужуд” – бытия;
  9. Познание тайн хакиката – истины.

Десять стоянок хакиката являются таковыми:

  1. Быть “хакрах” – погруженным в истину;
  2. Различать хорошее и дурное;
  3. Не причинять другим “азар” (перс, “мучения”, “страдания” ) ;
  4. Не допускать отклонений, не сбиваться с пути праведности;
  5. Пуститься в полное странствие – сулук;
  6. Соблюдать тайну и скрывать свои помыслы от всех;
  7. Осуществить хакикат, т.е. теоретическое знание воплотить в практическое;
  8. Жить закономерностями правил поведения;
  9. Смириться с судьбой;
  10. Знать шариат, тарикат, магрифат.

Таким образом, эти пути предполагают максимальное духовно-нравственное совершенствование личности. Тарикат основывался на древних шаманских верованиях тюрков с соединением аскетических направлений ислама. Х.А.Яссави смог внедрить в тарикат традиционные тюркские обряды: зикр – упоминания Бога, стиль одежды, в местных традициях использовались жертвоприношения. Самое главное заключается в том, что Х.А.Яссави проповедовал свое знание не на арабском языке, а на том языке, который понимало местное население – на тюркском.

Идея Х.А.Яссави состояла в том, чтобы понять единое бытие, которое состоит из трех частей: 1. единое бытие в себе, 2. бытие, которое выходит за свои границы, 3. бытие, которое возвращается в себя и этот путь возвращения выполняет “совершенный человек”.

Литература
1. Жандарбеков З. Несколько слов об “Насаб-наме”.- Т., 1996, -С.15-16.
2. Касымжанов А.Х. Портреты. – А., 1995, -С. 37.
3. Дербисалиев А. Хаджа Ахмет Яссави. – А.., 1995, -С. 5.
4. Ал Халладж Абу-л-Мугис фл-Хусаин б Мансур (прим. 858-922 гг) – был казнен за распространения суфизма.
5. Шах И. Суфизм. – М., 1994, -С. 24.
6. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М., 1965, -С. 252.
7. Бартольд В.В. Сочинения. – -М., 1965, Т.2. Ч.1., -С. 252.

Источник

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org