Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

Передают, что когда Абу Саид с группой своих последователей был на базаре в Нишапуре, несколько молодых людей появились там. Одни были ряжены в лохмотья, на других же была лишь тряпка, едва прикрывающая срам. На плечах приятелей восседал заводила компании. Когда шутники подошли ближе, Абу Саид спросил, кого это они несут.

– Султана игроков.

– А как он стал султаном?

– О, наставник, я стал султаном, всё проиграв. Потеряв всё, я утратил также и страх.

Абу Саиду эти слова показались столь примечательными, что он в восторге воскликнул: «Будьте стойкими! Утратьте всё, что имеете – и станете Султанами!»

Примечание. Абу Саид указывает здесь на то, что цепляясь за материальный или духовный мир, мы забываем Бога. Чтобы достичь Его, нужно отречься от обоих миров. У большинства же людей не достает отваги рискнуть двумя мирами ради этой возможности. В этой истории Абу Саид воздает хвалу такой отваге.

* * *

Как-то шейх по имени Баку пришел к нашему мастеру. Абу Саид восседал на ворсистом ковре, откинувшись на четыре больших подушки. Баку в душе счел предосудительными удобства и роскошь, окружавшие мастера. Он подумал, что всё это является неподобающим для суфия. Абу Саид сказал ему: «О, шейх, не суди по подушкам и ковру, это поверхностное. Суди по мне и моим поступкам, это сущностное».

* * *

Во время одного из путешествий Абу Саид несколько дней оставался в городе Тус. Его попросили провести беседу, и он согласился.

На следующий день во внутреннем дворе ханаки был приготовлен помост, чтобы мастер мог разместиться в центре, а слушатели – вокруг него. Собралось множество народу, заполнив весь двор. Абу Саид вышел и занял свое место на помосте. Все уселись. В наступившей тишине каввали (чтецы) начали нараспев читать из Корана.

Служитель у ворот, который отвечал за рассаживание людей, подумал, что если все чуть подвинутся вперед, то станет свободнее. Когда каввали окончили чтение, он объявил: «Бог благословит каждого, кто подвинется на шаг вперед с того места, где он находится».

Услышав это, Абу Саид произнес: «Мир да пребудет с Мухаммадом, с друзьями и семьей его. Все, о чем я хотел поведать, и что доводилось говорить всем пророкам, высказал этот человек фразой: «Бог благословит каждого, кто подвинется на шаг вперед с того места, где он находится».

После этого он сошел с помоста и удалился в свою комнату, ничего более не сказав в тот день.

* * *

В то время, как наш мастер был в Нишапуре, к нему пришёл один человек. Во время беседы он сказал мастеру, что много слышал о его духовных силах и хотел бы увидеть их проявление. Мастер ответил рассказом.

В городе Амоле я был учеником шейха Абу Аббаса Кассаба, когда некто пришел к нему и попросил явить чудо с помощью духовной силы. Тот ответил, что истинная духовная сила проявляет себя в процессе продвижения человека к обретению совершенства. Шейх объяснил, что он – сын мясника, и единственное, чем он овладел в юности – это разделка мяса. Однако силой божественного провидения он попал в Багдад, где получил посвящение у Шибли. Оттуда направился в Мекку и Медину, и, наконец, в Иерусалим. Там он достиг совершенства и вернулся в город Амоль в Иране. С тех пор люди ищут его помощи в достижении совершенства. Что же является большим чудом, чем такое преображение?

Абу Саид сказал гостю, что его просьба такая же, как и адресованная Абу Аббасу.

«Но я пришел увидеть чудодейственные силы, а Вы мне рассказываете об Абу Аббасе!» – перебив мастера, запротестовал человек.

Абу Саид ответил: «Я лишь могу сказать, что когда искатель полностью погружается в Бога, то все, что он делает, на самом деле совершает через него Бог. Когда искатель избирает Бога вместо всего остального и освобождается от всех желаний, его движения, слова и действия – всё является «чудесами».

* * *

Ученик как-то сказал Абу Саиду:

– Я увидел вас во сне и спросил, что нужно делать, чтобы освободиться от «я».

Вы ответили: «Ничего. Ибо всё предначертано и предрешено. Начатое не начать сначала. Если Бог чего-нибудь желает, то это случится, а если нет – не случится. В мире духа не бывает ни потери, ни прибытка.

Бог захотел, чтобы ты искал Его. В сущности, это Он ищет тебя и только поэтому помещает в твое сердце желание искать».

* * *

Путь обретения Бога.

Однажды шейха спросили о путях обретения Бога.

«Путей к Богу, – ответил мастер, – столько же, сколько сотворённых существ. Но самый короткий и правильный Путь – служить другим, никому не докучать и делать людей счастливыми».

(с) Ханикахи Ниматуллахи. Перевод

27
В то время, как Абу Саид жил в Нишапуре, многие на какой-то период были весьма увлечены астрологией и постоянно прибегали к советам астрологов для устройства своих повседневных дел. Как-то одну из своих бесед Абу Саид начал так: «Давайте поговорим сегодня об астрологических законах. Этот год пройдет именно так, как того желает Господь Всемогущий, точно так же как и прошедший год был именно таким, как Он того хотел».
На этом он завершил беседу и удалился.

* * *

28
Однажды в присутствии мастера певец пропел такой стих:

Я сокроюсь в своём стихе,
чтобы поцеловать губы твои,
когда будешь повторять его.

Абу Саид спросил, чьи это стихи. Певец ответил: «Это поэт Амарах». Мастер поднялся и с группой суфиев отправился к могиле Амараха, чтобы помолиться за его душу.

Примечание авторов:
Для тех, кто знаком с суфийской символикой, стихотворение скрывает глубокий смысл. Слова «губы» и «поцелуй» отсылают к стоянкам Единства и Свидетельствования Возлюбленной. Этот случай также демонстрирует непрестанные усилия Абу Саида по отделению суфийской духовности от чрезмерно засушенной исламской ортодоксии, в которой дозволяется повторение исключительно Корана и хадисов (речения Пророка), а также изучение текстов, написанных по высоким образцам арабской грамматики, чуждой большей части жителей Ирана.

(Из книги «Под суфийским плащом» об Абу Саиде (967 – 1049), одном из основателей восточной (хорасанской) школы суфизма.)

* * *

На смертном одре Абу Саида спросили, какой стих Корана следует прочесть, когда его тело понесут на кладбище.

Он ответил:
«Коран предназначен для более достойных случаев, чем моё погребение, но если что-то должно быть сказано, то подойдет вот этот стих:

Какое завершение будет лучше этого?
Друг идёт навестить Друга,
Влюблённый – на встречу с Возлюбленной.
Всё прочее – боль и печаль, лишь это радостно.
Всё прочее – никчемные речи, лишь это – поступок».

* * *

Передают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём – собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики.

Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки. Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: «О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?»

«Всему своё время, – ответил наш мастер. – Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!»

* * *

Как-то Абу Саида спросили о качествах мастера и ученика. Применительно к мастеру он назвал десять качеств.

1) Мастер должен сам учиться у мастера до того, как сможет иметь своих учеников.
2) Он должен пройти Путь, чтобы вести других.
3) Он должен быть искусен, благороден, образован и хорошо воспитан, чтобы служить образцом хороших манер и учтивости.
4) Он должен быть великодушным и щедрым, чтобы дарить свое богатство ученикам.
5) Он не должен нуждаться в имуществе своих учеников.
6) Если он в состоянии наставлять учеников с помощью намеков, не нужно использовать прямолинейные словесные объяснения.
7) Если он способен воспитывать учеников посредством мягкости и доброты, ему не следует прибегать к суровым и жестоким мерам.
8) Он должен предварительно на собственном опыте испытать то, что проповедует.
9) Он должен отказаться от того, от чего призывает воздерживаться других.
10) Он не должен отвергать ученика, которого принял во имя Божье, из-за дурного нрава ученика.

По отношению к искреннему ученику он также выделял десять требований:

1) Ученик должен обладать умственным развитием, достаточным для понимания намеков и указаний мастера.
2) Он должен быть настолько предан своему мастеру, чтобы выполнять все его указания.
3) Он должен быть восприимчив к пониманию смысла высказываний мастера.
4) Ему надлежит иметь чистое сердце, чтобы быть способным воспринимать духовное воздействие мастера.
5) Он должен быть честен и прям в речах.
6) Он должен держать свое слово.
7) Ему надлежит пребывать в независимом и нестесненном состоянии, а в случае необходимости быть способным отказаться от всего, чем владеет.
8) Он должен обладать качеством самоуглубленности, способностью держать язык за зубами и хранить тайны.
9) Ему следует быть чутким к советам и пожеланиям других и восприимчивым к советам мастера.
10) Ему надлежит быть бесстрашным, самоотверженным и рыцарственным по натуре, быть способным на духовном Пути принести в жертву даже свою жизнь.

«Ученик, обладающий такими чертами, – говорил Абу Саид, – способен быстро пройти этапы Пути под водительством мастера».

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org