Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

Ал-Кушайри, Абу-л-Касим ‘Абд ал-Карим б. Хавазан (986-1072)-хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата “ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф”. Родился в ме­стности Устува в окрестностях Нишапура в семье арабов-землевладельцев. С детства обучался военному искусству (фурусийа, исти’мал ас-силах), арабскому языку, адабу. Юношей ал-К. отправился в Нишапур, где встретил знаменитого суфия-ацГарита Абу ‘Али ад-Даккака и вскоре стал его любимым учеником, а затем и зятем. По совету ад-Даккака ал-К. изучал шафи’итский фикх у Абу Бакра ат-Туси, затем аш’аритский калам у крупнейших авторитетов того времени Ибн Фурака и Абу Исхака ал-Исфара’ини. После смерти ад-Даккака ал-К. возглавил суфийское собрание (маджлис ат-тазкир) в его Мадраса. В 1046 г., вернувшись из хаджжа, ал-К. начал преподавать в ней хадисы (маджлис ал-имла’) и вскоре стал крупнейшим религиозным авторите­том Нишапура. Начиная примерно с 1048 г. ацГаритско-шафи’итская группировка, одним из лидеров которой был ал-К., подверглась жесто­ким гонениям со стороны нишапурских ханафигов, которых поддерживал сельджукский вазир ал-Кундури. Ал-К. попал в тюрьму, затем был освобожден своими сторонниками и эмигрировал в Багдад, где преподавал хадисы при дворе халифа ал-Ка’има.

Он неоднократно обращался с письменными и устными «жалобами» (шикайа) к властям, в частности к самому ал-Кундури, ука­зывая на несправедливое преследование хорасанских аш’аритов. В «шикайа» сжато формулирова­лись основные догматы аш’аритского учения, доказывалось его «правоверие» и коренное отли­чие от му’тазилитских доктрин. «Шикайа» не изменили позиций ал-Кундури, и ал-К. пришлось жить в изгнании вплоть до 1063 г., когда вазир попал в опалу, а затем был казнен (1064). Вернувшись в Нишапур, ал-К. много преподавал и писал. Он умер, окруженный учениками и многочисленным потомством (шесть сыновей и несколько дочерей).

Ал-К. приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользова­лось его ар-Рисала фи ‘илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев. В нем изложены биографии наиболее известных суфи­ев, их взгляды на мусульманскую догматику, объясняется суфийская терминология и т. д.

В целом в ар-Рисала, как и в других своих сочине­ниях, ал-К. стремился соединить суннитский ис­лам в аш’аритской трактовке с суфизмом, дока­зать их «правоверие», сделать их приемлемыми для всей общины. В этом отношении ал-К. выступает как идейный предшественник знамени­того аш’аритского богослова, симпатизировавше­го суфизм , – ал-Газали. Один из сыновей ал-К., Абу-н-Наср ‘Абд ар-Рахим, продолжая дело отца, стал активным проповедником аш’аритского уче­ния. Он пользовался авторитетом у вазира Низам ал-мулка. Некоторое время Абу-н-Наср препода­вал аш’аризм в багдадской Низамии, чем вызвал нападки местных ханбалитов. Дело дошло до кровопролитных столкновений между его сторон­никами и ханбалитами, в результате чего Абу-н-Наср вынужден был вернуться в Нишапур, где и умер в 1120 г.

Источник

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org