Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

ал-КУБРА, Наджм ад-дин, Шайх Абу-л-Джаннаб Ахмад б. ‘Умар (1145-1221)- выдающийся пер­сидский теоретик и практик суфизма, основатель-эпоним суфийского братства кубравийа, поле­мист-суннит, не скрывавший своих симпатий к роду ‘Али. Родился в Хиваке (Хорезм), в молодо­сти изучал хадисы и калам и начал религиозную деятельность как традиционалист. По прибытии в Египет примкнул к суфийскому кружку персид­ского шайха Рузбихана ал-Ваззана ал-Мисри (ум. в 1189 г.), на дочери которого женился. Спустя несколько лет ал-К. приехал в Тебриз, где про­должал изучение богословия под руководством Абу Мансура Хафда, но под влиянием «вдохно­венного» Баба Фараджа Табризи оставил религи­озные науки и встал на путь мистицизма. Некото­рое время он был учеником ‘Аммара б. Йасира ал-Бидлиси (ум. в 1187 г.) в Хамадане, а затем в Дизфуле-Исма’ила ал-Кисри (ум. в 1193г.), который облачил его в хирка-йи табаррук (асл- по другим источникам) перед отъездом ал-К. в Египет к Рузбихану. Последний счел его вполне подготовленным и в 1185 г. отправил на родину с широкими полномочиями (инициация, руковод­ство). В Гургандже он основал ханагах и братство кубравийа. Из многочисленных учеников ал-К. вышли знаменитые теоретики мистицизма и авто­ры классических трудов по суфизму, за это его прозвали шайх-и валитараш («наставник-ваятель святых мужей»). Среди них; поэт-мистик Наджм ад-дин Дайа Рази (ум. в 1256 г.), Са’д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252 г.), Сайф ад-дин Бахарзи (ум. в 1261 г.) и др.

Ал-К. погиб (или исчез) во время взятия монго­лами Гурганджа, который он, согласно устойчи­вой традиции, защищал со своими учениками с оружием в руках. Его могила находится рядом с ханагах в поселке Куня-Ургенч.

Ал-К. создал свою школу мистического пути познания. Согласно ал-К., человек есть микро­косм, содержащий в себе все то, что наличеству­ет в макрокосме, и, следовательно, он может заключать в себе все божественные свойства, за исключением качества «Аллах милостивый, мило­сердный». Поскольку эти свойства расположены в высших небесных сферах последовательно, в соответствующих им местах, то мистик, идя по пути мистического восхождения-совершен­ствования, достигнув такого места, приобретает определенное божественное свойство. Но чтобы знать, каким путем следует идти за указанными свойствами, необходимы четкое соблюдение норм и правил Пути, суровый пост и полное подчине­ние своей воли воле руководителя. По убежде­нию ал-К., непрестанная концентрация внимания на именах бога во время уединения ведет к мистическому прозрению и знанию. Он дал чет­кую градацию цвето-световой символики, кото­рую наблюдает неофит во время мистических упражнений,-это точки, пятна и круги: душа проходит через этапы ощущений, которые вос­принимаются в черном цвете, перемежающемся черно-красными пятнами, до тех пор, пока появ­ление зеленого цвета не возвестит о близости божественной милости. Ал-К. считал, что только руководитель может привести к познанию исти­ны, т. к. идеи-образы (хаватир), появляющиеся в подсознании суфия во время медитаций в затвор­ничестве, могут исходить как от Бога, так и от сатаны, как от сердца, так и от плотской души, как от ангелов, так и от джиннов. Ал-К. построил также свою теорию о неуловимых духовных центрах человеческого сознания и духа (лата’иф). Для своего пути, который он не отделял от «пути ал-Джунайда», ал-К. разработал 10 принципов – основ братства кубравийа и правила поведения мурида (сифат ал-адаб). Свои взгляды ал-К. изложил в ряде трактатов на арабском языке, главные из которых: Фава’их ал-джамал ва фава-тих ал-джалал; ал-Усул ал-’ашара; Рисалат ал-ха’иф ал-ха’им мин лаумат ал-ла’им. Эти сочине­ния сохранились и изданы. Начатый им суфий-ский комментарий на Коран он не успел довести до конца, и эту работу завершили ученики и последователи ал-К.-Наджм ад-дин Дайа Рази и ‘Ала’ ад-даула ас-Симнани.

Источник

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org