Ozon.ru

Наши проекты

Суфийский орден НиматуллахиРусские костисты и барзахКоранВсе тексты сервера sufism.ruГалерея Джалал ад-дин РумиМузыка в суфизмеАрхив электронного журнала English articlesЖенщины в суфизмеПерсидский суфизм

Ангелы без завес / Angels Unveiled
Шейх Мухаммад Хишам Каббани

Почетные гости Авраама (15:51)

Авраама прозвали “приветствующий гостей”, поскольку он был очень гостеприимный человек. Господь всегда посылал к нему ангела, чтобы тот разделил с ним трапезу, и Аврааму никогда не приходилось принимать пищу в одиночестве. Однажды Господь послал к Аврааму трех ангелов с благой вестью о том, что у него родится сын, хотя Авраам и его жена уже достигли почтенного возраста. Говорят, что этих трех ангелов назвали “почетными”, потому что Авраам, человек, приближенный к Господу, сам прислуживал им. Также говорят, что их так назвали, потому что гость почитаемого человека также почитаем.
Господь благословил земли всего Среднего Востока этим возвышенным пребыванием ангелов и светом. Он устроил так, что пророки и святые, упомянутые в Священном Писании и в устных высказываниях, родились здесь. Бог привёл их посетить и благословить те места, которые Он побудил омыться нескончаемым ангельским светом: это Мекка, Медина, Иерусалим, Дамаск, Синай, Йемен и горы Ливана. Бог привёл Авраама в Сирию и открыл ему это (21:71).
Однажды Гавриил обратился к Господу: «О Боже! Яви мне одного из возлюбленных слуг Твоих».
И Господь указал ему на Авраама. Гавриил сошел на землю и застал Авраама, когда тот сидел со своим сыном на холме и взирал на долину, где паслись тучные стада овец и коз. Гавриил явился перед ним в человеческом облике и обратился к нему так:
– О незнакомец, как твое имя?
– Меня зовут Авраам.
– Кто это с тобой?
– Мой сын.
– Что ты делаешь здесь, на холме?
– Пасу стада, которые ты видишь в долине.
– Чьи они?
– Мои.
Авраам был удивлен расспросами, но не показал виду. Гавриил вновь подступился к нему, чтобы испытать крепость его веры. Он сказал:
– О Авраам! Чрезмерно обилие этих стад.
– Не так уж их и много, но если у тебя нужда в них, я поделюсь с тобою.
– Хорошо бы. Только мне нечем заплатить.
– Тебе это станет недорого, а мне будет милость.
– Не понимаю я тебя.
– Так спроси.
– Что же это за цена, Авраам?
– Цена половины стад – у тебя под языком и между губами.
– Как это?
– Одно лишь движение твоего языка и губ, произносящих несколько слов, и половина стада твоя.
– Что это за слова?
– Принимаешь ли ты моё предложение?
– Принимаю.
– Тогда скажи: «Преславный и Пресвятой, Господь ангелов и духов» [9].
Гавриил повторил: «Преславный и Пресвятой, Господь ангелов и духов».
– Сынок, сойди вниз и отдели половину стад для нашего гостя.
Гавриил же продолжал испытывать Авраама:
– О Авраам, и оставшегося много для тебя с сыном, мы же, моё племя и я, больше и многочисленнее вас.
– О мой брат, не беспокойся. Я отдам тебе половину оставшихся у меня стад, если ты второй раз повторишь «Преславный и Пресвятой, Господь ангелов и духов».
Бог повелел всем ангелам на небесах внимать беседе Гавриила и Авраама, поставив им в пример его веру и преданность. Гавриил вновь повторил: «Преславный и Пресвятой, Господь ангелов и духов».
Авраам тотчас повелел: «Сын, отдели половину оставшихся стад для нашего гостя». Затем он посмотрел на него и сказал: «Вижу, ты хочешь попросить еще. Не ожидая от тебя новой просьбы, я сам спрошу тебя: тебе надобно еще?»
У ангелов на небесах выступили слезы умиления, они восхвалили щедрость совершенного, Авраама.
Бог сказал ангелам: «Из каждой капли ваших слез Я сотворю ангела, который будет жить на земле до конца этого мира. Все они будут моими посланниками, будут оберегать и наставлять людей вплоть до Последнего Дня». И Бог сказал: «Будь!» – и возникли сонмы ангелов и во множестве сошли на землю, чтобы наставлять и оберегать людей.
Авраам явился всему этому причиной. Что же говорить о других набожных, пророках и святых, которые, подобно Аврааму, побуждают Божью милость изливаться на землю нам во благо?
Затем Авраам сказал Гавриилу: «Скажи «Преславный, Пресвятой, наш Господь и Господь ангелов и духов».
Гавриил повторил: «Преславный, Пресвятой, наш Господь и Господь ангелов и духов».
Тогда Авраам сказал своему сыну:
– Сын, отдай остальные стада нашему гостю, и пойдем. Я получил ту плату, которую запросил. Три прославления моего Господа для меня важнее всех стад.
– Авраам, подожди! – воскликнул гость. – Я Гавриил, ангел. Я явился, чтобы испытать твою любовь и искренность. Мне не надобны овцы и козы.
– О Гавриил, – сказал Авраам, – ты думал, я не узнаю тебя? Ты не понял, что я сразу же узнал тебя? Ты хотел остаться неузнанным, но я указал тебе на то, что узнал тебя, когда попросил восславить нашего Господа словами «Господь ангелов и духов». Но мои помыслы остались скрытыми от тебя. Я провел различие между тобою и мной, когда в третий раз попросил тебя произнести «Наш Господь (Господь людей) и Господь ангелов и духов».
Гавриилу нечего было сказать на это. Он не знал, что ему теперь делать со стадами. Бог воззвал к нему и сказал: «О Гавриил! Оставь Авраама, ибо он не примет стад обратно. Ведь щедрый никогда не забирает обратно свой дар и более не упоминает о нём. Я наделил Авраама за его любовь и искренность Своим атрибутом: аль-карим – «щедрый». Отгони эти стада овец, коров, коз, лошадей, ослов, буйволов и верблюдов в необитаемые места и приставь ангелов присматривать за ними. Пусть эти виды животных никогда не переводятся на земле – ради щедрости Авраама. Такова Моя воля».
Гавриил приставил к стадам ангелов. Где бы вы ни были, вы отыщете в разных уголках земли этих животных – как благословение щедрости Авраама.
Когда Нимрод захотел погубить Авраама, он приказал сложить огромный костер, каких не видывали на земле. Жар от костра был столь нестерпим, что к нему невозможно было приблизиться, чтобы бросить в огонь Авраама. Один человек предложил Нимроду использовать изобретенную им катапульту. Авраама схватили, поместили в катапульту и забросили в огонь. Авраам продолжал повторять: «Уповаю на Господа». Оказавшись в огне, он произнес: «О Боже, Ты один на небесах, а я один на земле поклоняюсь Тебе». Гавриил тотчас испросил у Бога дозволения вызволить Авраама. Бог сказал: «Пожелает ли он принять твою помощь?» Гавриил явился перед Авраамом. Бог призвал всех ангелов выслушать ответ Авраама.
Гавриил сказал:
– Авраам, я пришел помочь и могу вызволить тебя из огня.
Авраам ответил:
– Или Господь не видит Своего слугу, о Гавриил?
– Он всё видит.
– Так пусть свершается то, что Он ниспосылает мне, о Гавриил.
Ангел дождя спросил Господа:
– Господь наш, не залить ли огонь дождём?
Все сотворенные существа собрались и старались потушить огонь, используя всё, что отпущено им. И лишь геккон раздувал огонь. И тут по Божьему изволению огонь изменился, став прохладным и безопасным для Авраама. Ангелы восхвалили Авраама за его твердое упование на Бога. Единственным неудобством, которое он претерпел от этого, был пот, и Гавриил утёр его.
Бог повелел ангелу сени сойти к Аврааму и укрыть его. Ангел сени сошел – и посреди огня в одно мгновение вырос густой сад. В центре сада на зеленой лужайке возник чудесный пруд с рыбами и райскими лебедями. Их чешуя и перья сверкали как шелк и переливались всеми цветами радуги. Слуги усадили Авраама в прохладной тени вавилонской ивы и поднесли ему изысканные фрукты и утонченные яства. Ангелы беседовали с ним и открыли ему тайны своих духовных стоянок и те силы, которыми Бог наделил их, и передали ему их.
В это время те, кто наблюдал за происходящим со стороны, захотели, чтобы их тоже бросили в огонь вместе с Авраамом. Даже его отец, до этого не разделявший веру своего сына, сказал:
– О Авраам, твой Бог – чудесный Бог!
А его мать сама вошла в огонь, сопровождаемая ангелами, крепко обняла Авраама и невредимая вернулась обратно. Больше никто не смог подойти к костру из-за сильного жара, исходящего от огня.
Костер горел сам по себе сорок дней, и сад Авраама лишь пышнее расцветал, непрестанно посещаемый и благословляемый ангелами. В то время огонь Авраама был самым благословенным местом на земле, ибо Бог взирал на него с благоволением и повелел всем ангелам творения хотя бы раз навестить своего приближенного, Авраама.

Ангельская красота Иосифа (12:31)

Бог сотворил Иосифа из света особой красоты, который Он создал и поместил в раю.
Пророчество Иосифа было пророчеством красоты. Послание любви, которым Бог отметил Своих пророков, есть образ и представление красоты и любви в раю. Тем самым Бог говорит людям: «Я не оставил землю без красоты и любви». Пророки символизируют эти атрибуты.
Где были мы до явления в этот мир? В мире духовном. Что с нами было в том мире? О том мы не знаем. Душе не нужны еда, питьё, сон и всё прочее, в чем нуждается тело. Души древнее ангелов, они созданы еще до начала времён. С тех пор они пребывают в океане божественной силы и красоты.
Тело не в состоянии противиться власти души. Когда это всё же происходит, тело умаляется.
Что приходит на землю от солнца? Только его лучи. Если бы солнце чуть-чуть приблизилось к земле, жизнь на земле стала бы невозможной. Точно также и людские души с момента их сотворения вечно пребывают в божественном присутствии, никогда не оставляя его. И лишь один-единственный луч сходит в наши тела.
Из этой красоты Бог сотворил Иосифа и его ангела-хранителя. Этот ангел был сотворён из света пятого рая. Он излил на Иосифа каплю пятого рая – и лицо Иосифа и его глаза исполнились невыразимым светом, притягательным и пленительным для всех, кто взирал на него и внимал ему. Его голос был подобен голосу ангела, и каждый, кто слышал его, оставлял свои дела и, приблизившись к нему, внимал ему.
Ангел, который незримо сопутствовал Иосифу, привлёк к нему жену вельможи. Это было испытанием для Иосифа: выкажет ли он терпимость и кротость, приняв на себя чужой грех и сам не согрешив? Его красота привела его в темницу – так Бог готовил его к великому будущему, уготованному ему.
Когда Иосиф пребывал в узилище, ангел красоты, который пребывал с ним, явился перед ним с неисчислимыми сонмами ангелов. Иосиф изумился не только их числом, но самим их явлением: все они походили на него и ослепляли красотою. Когда Иосиф спросил своего ангела, кто эти ангелы, тот ответил: «Бог сотворил их из света твоей красоты в пятом раю, и они именуются возлюбленными Божьими. Бог вознаграждает тебя за терпение и кротость. Он посылает тебе этих ангелов и отдаёт их под твоё начало до Последнего Дня. Они посланы в земной мир, чтобы ему стала доступна капля небесной красоты и любви. Эта любовь и эта красота ниспосланы не только людям, но и всему, сотворённому Богом: деревьям и горам, животным и рекам. Благодаря тебе они –посланники Божьей любви к людям, и им вверено передать вот что:

Слуга Божий! Я помню тех, кто помнит Меня.
Мои сады – для тех, кто поклоняется Мне.
Я навещаю тех, кто утратил Меня,
Я всегда с теми, кто любит Меня.
Тот, кто любит – его слово истинно.
Любящий, близкий с любимой – его дело всегда правое.
Кто жаждет встречи со Мною, того и Я жажду.

Иосиф ответил ангелу:
– Любовное томление и жаждание привели меня к любви к Богу. У меня нет страха перед смертью, как у Его других слуг, я знаю, что это дверь, ведущая к моей Возлюбленной.
Ангел ответил:
– О Иосиф! Знак любви к Богу – ставить Бога выше себя. Не каждый поклоняющийся становится возлюбленным Божьим. Любить Бога значить отстраниться от всего, что Ему не по нраву. Твое сердце и твой язык должны непрестанно поминать Его. О Иосиф! В тебе – свет красоты рая. Ты должен следовать трём заветам, чтобы быть достойным этого света:

ставь слово Божье выше слов Его созданий;
предпочитай встречи с Ним встречам с Его созданиями;
во имя Его служи и помогай всем Его созданиям.

Ангел продолжал:
– Твоя темница, о Иосиф, словно неудержимый огонь в сердце влюбленного. Чтобы показать тебе, что бремя чужих грехов, которое ты взвалил на себя, угодно Богу, Он обратил его в ту искру, от которой загорается костер, и открывает тебе путь к твоей Возлюбленной. И ангел пропел:

О Иосиф, разлука с Возлюбленной лучше воссоединения,
Её резкость слаще, чем Её снисхождение,
Её требовательность приятнее, чем Её легкость,
Её отказ от даяния лучше, чем вкушание Её даяния.

Иосиф спросил: «Как это может быть?»
Ангел ответил: «Разлука позволяет тебе оставаться в состоянии поминания, поскольку ты жаждешь Её снисхождения, Её легкости, Её даяния и Её вкушания.
Ангелы воссоединения после разлуки направляют любовь членов семьи друг на друга – особенно во времена испытаний и невзгод. Вот почему Богу угодно поддерживать человеческие отношения, и нет земных уз более сильных, чем узы любви: это любовь родителей к детям – как отражение и образ любви Бога к Его творению; и любовь мужчин и женщин друг к другу, о смысле которой повествует глава «Ангелы, которые поют в раю».

Ангельский кит Ионы (37:139-144)

Бог послал Иону к народу Ниневии в Ирак. Он возгласил им слово Божие, но они не внимали ему. Он взывал к ним денно и нощно, но всё было тщетно. В ответ его осыпали бранью и побивали. Так продолжалось долгое время. Наконец терпение Ионы истощилось. Он пригрозил им: «Я испрошу для вас у моего Господа жестокого наказания, которого не видел свет: города ваши будут уничтожены, сады испепелены; вы же станете бесплодны и род ваш прекратится». И он покинул их.
День потянулся за днем, и пророчество начало сбываться. Люди опомнились и начали сожалеть о содеянном.
Бог милостив, ибо каждое мгновение в этом мире Он выказывает свое величие и побуждает людей различать Себя во многих знамениях. Он совершает это, посылая ангелов, чтобы направить искренних и тех, кто просит о наставлении, к свету счастья в жизни. Бог послал к народу Ионы ангелов милосердия и ангелов-хранителей, чтобы пробудить их сердца к добру и привести к спасению среди бедствий, которые они накликали на свои головы.
Явление ангела сени и ангела мира уберегло Авраама от огня Нимрода. Авраам был спасён несмотря на то, что находился посреди огромного полыхающего костра, окружающего его со всех сторон. Тем самым Бог как бы говорил: «Того, кого пожелаю, Я уберегу от любой опасности, какова бы она ни была».
Иона, разгневавшись, покинул свой народ. Они же раскаялись, что так поступили со своим пророком. Мужчины, женщины, дети, старики и даже животные, домашние и дикие, зарыдали и заревели, каждый по-своему. Это было душераздирающее зрелище. Каждый просил о милости и о заступничестве ангелов.
Бог Милостивый, Всемогущий и Великодушный прекратил бедствия и спас их от погибели посредством Своих ангелов.
Между тем Иона сел на корабль и отплыл в море. Началась буря. Корабль бросало как щепку и он начал тонуть. Чтобы избежать гибели, решили бросить жребий и принести в жертву одного из пассажиров, чтобы тем самым искупить свои грехи и спасти всех остальных. Жребий пал на Иону, но поскольку он был пророком, решили бросить жребий еще раз. Он опять пал на Иону. Тогда Иона сам бросился с корабля в море. Огромный зеленый кит выплыл из морских глубин и проглотил его.
Явившийся ангел повелел киту не причинять вреда Ионе, находящемуся в его чреве. В этот момент Иона воззвал к ангелу:
– Укрепи меня известием, исходящим от твоего Господа. Скажи мне, отчего Господь открыл ангелам знание Незримого?
– Потому что мы не совершаем ошибок, – ответил ангел.
– Научи этому и меня, – попросил Иона.
Ангел ответил:
– Будь терпелив и безгневен. Ты же сейчас гневаешься на свой народ. Приноси людям благо, а не ущерб. А ведь ты молил своего Господа уничтожить твой народ за то, что тебя обижали. Нет счастья в гордыне и высокомерии. Не унижай свой народ за их грехи.
Иона во чреве зеленого кита простерся и воззвал: «О Боже, простираюсь перед Тобою там, где никто не простирался. О Боже, Ты вверг меня в море надежды и побудил забыть о дне моей смерти. О Господи, тебе принадлежит моё сердце и мои тайны. Я тону, спаси меня. Окажи мне помощь Своим совершенством и исполни Своей любовью! Дозволь ангелам прощения спуститься и вызволить меня отсюда. О Ты, приемлющий молитвы блуждающих во тьме наказания! О изгоняющий невзгоды и порчу, прибегаю к Тебе и поклоняюсь Тебе. Не оставь меня Своим присутствием. Прости меня.
Бог повелел ангелу провести кита через все моря земли, через все глубины к глубочайшей бездне морей. И здесь Иона услышал славословие всех китов, всех рыб, кораллов и обитателей глубин. Не осталось ничего, кроме славословящих Бога и восхваляющих Его, и Иона также воздал хвалу Ему.
Бог наделил святого такой силой славословия и поминания, что тот больше не нуждался в еде и сне. Вместо этого он непрестанно молился Богу, вознося Ему хвалу и ходатайствуя о других созданиях. Бог поместил его на дно океана. Здесь он, никем не тревожимый, в течение сотен лет непрестанно славил Бога. Когда святой умер, ангелы поставили его перед Богом, и Тот спросил его: «О Мой возлюбленный слуга, как Мне воздать тебе – по твоим делам или по Моему всепрощению?
Он ответил: «О мой Господь, по моим делам, ибо Ты так устроил, что все они состояли в славословии Тебе».
Ангелы поместили дела святого на одну чашу весов, а на другую – великодушие Божье по отношению к святому. Великодушие перевесило, и святой простёрся, безмолвно моля о Божьем прощении.
Ангел вдохновил Иону на слова: «О Боже, Возвышенный, никому не под силу почтить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Тебе ведомо тайное и глубочайшее знание. Ты видишь то, что скрыто от глаз Твоих слуг. Тебе ведомы ничтожнейшие дела этого мира и мира иного. Ты приемлешь молитвы от каждого создания, прости меня и прими в Твое присутствие как Своего покорного слугу».
Бог явил об Ионе следующее:

И Зун-Нуна,
Когда отправился он в гневе
И думал, что не справимся Мы с ним.
И он воззвал во мраке (чрева рыбы):
«Нет божества, кроме Тебя! Хвала Тебе!
Поистине, неправедным я был».
И Мы ответили ему,
Избавили его от горя.
Так избавляем Мы уверовавших (в Нас).
(21:87-88).

И Бог повелел киту извергнуть Иону на берег моря. Он послал ангела, и тот сказа Ионе: «Вот милость Божья. Он посылает ее кому пожелает, даже посреди величайших бедствий и перед лицом неизбежной смерти». Так Бог спас Иону.

Двенадцать ангелов-дев Марии

И ангелы сказали: «О Марьям!
Господь тебя избрал, очистил и возвысил
Над женщинами всех других родов».
(3:42)

«Ангелы-девы» были сотворены Словом Божьим, несущим Его Свет, и явились пренепорочной деве Марии. Они сказали ей, что она избрана принести великое послание человечеству. Это были ее ангелы-хранители. Их головы были увенчаны венцами из жемчугов и рубинов. Глаза девы Марии помимо ее воли обратились к драгоценным камням. Это подвигло ее увидеть, что этот мир со всей его притягательностью заключен в любом из этих камней – точно так же, как океан поглощает упавшее в воду кольцо. Это видение ввергло ее в состояние, в котором она достигла знания, умаляющего всё знание этого мира, что и побудило её выносить в своем чреве таинство Иисуса, который есть Слово от Бога.
Так Бог с помощью двух посланных Им ангелов готовил Марию и оберегал ее, чтобы она смогла перенести свет, который архангел Гавриил низвёл на нее позднее.
Она была избрана среди всех женщин мира за свою искренность и набожность, чтобы выносить ребенка, зачатого без участия человека. С первого дня своей жизни она молила Бога о том, чтобы телом и душою всегда оставаться непорочной.

Гости Захарии

И вот когда, в михрабе стоя, он молился,
Господни ангелы его позвали:
«Тебе Бог посылает весть благую об Йахье,
Чтоб истину о слове Божьем утвердить.
И будет он велик и целомудрен,
И станет из числа пророков праведных».
(3:39)

Ангелы, которые явились к Захарии, пришли как посланники, прервав его молитву, чтобы сообщить ему благую весть от Бога: его жена родит сына из числа праведников, который станет пророком. Оба ангела-посланника явились Захарии в пурпурном свете, показывая ему, что они – охранители его будущего сына Иоанна, которому суждено вести слуг Божьих к Прямому Пути.

И вспомните, как ангелы сказали:
«Марьям, Бог шлёт тебе благую весть о Слове от Него,
Имя которому Мессия Иса, сын Марьям,
Кто будет славен в этом мире и в другом –
Один из тех, кто к Господу приближен».
(3:45)

Посланники-хранители, явившиеся к Марии, принесли ей весть, что она родит долгожданного Мессию. Мария была из числа потомков пророка Соломона в двадцать четвертом поколении, а Соломону повиновались и служили джинны. Она попросила Бога, чтобы Он посылал ей дозволенную пищу, она же целиком посвятила бы себя служению Ему, не тратя времени на добывание хлеба насущного. Вот почему Захария видел пищу возле нее всякий раз, когда входил в ее михраб. Когда же он спросил, откуда она, Мария ответила – от Бога.
Два ангела-посланника пеклись о Марии с детства, пока она не достигла зрелости, так что она не покидала своего михраба, выходя лишь за водой к пещере. Однажды она увидела, что густой облачный покров, переливающийся разными цветами, затянул всё небо. Она испугалась.
Два ее ангела-хранителя явились перед ней и сказали:
«Время настало. Ты зачнёшь сына, который станет Мессией этого мира».
Едва они произнесли это, как явился архангел Гавриил.
Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».
Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня – легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».
И понесла она его и удалилась с ним в далекое место». (19:19-21)
Когда Мария в конце своей беременности начала ощущать предродовые схватки, один из ее соседей, плотник по имени Иосиф, укорил ее: «О Мария, видела ли ты, чтобы посевы всходили без зерна?»
Тотчас два ее ангела-хранителя и Гавриил явились перед ней и открыли ей двери знания. Она увидела себя среди сонма ангелов, поющих и танцующих, молящихся и славословящих, которые говорили ей: «Скажи, не Бог ли взрастил ростки без семян, когда создал землю?»
Иосиф, услышав это, онемел от изумления. Придя в себя, он сказал: «Ты права».
Марии было тринадцать лет, когда она родила Иисуса. Умерла она в возрасте ста двенадцати лет. Ее ангелы-хранители всегда были с нею и никогда не покидали ее. Они сказали ей, что Бог желает, чтобы мальчика назвали Иисус, Мессия, по-арабски – Иса аль-Масих. Так он и был назван, , потому что вышел из материнского лона, помазанный ароматами и благовониями, которые изошли из матери во время родов. Из каждой капли этих благовоний Бог сотворил его ангелов-хранителей, чтобы они оберегали его во время земной жизни. Эти ангелы давали ему возможность проявлять чудодейственные способности при исцелении больных и воскрешении мертвых. Архангел Гавриил также помазал его своими крыльями, защищая его от дьявола. Иисус, в свою очередь, помазывал голову каждого ребенка и сироты – в знак того, что он сам – помазанник Божий.
Однажды к Иисусу пришли три демона. Тотчас явились три архангела – Гавриил, Михаил и Исрафил. Михаил отбросил одного из демонов к востоку – пока тот не достиг солнца и не был испепелён им. Исрафил отбросил другого демона к западу – пока тот не врезался в солнце с противоположной стороны. Архангел Гавриил выступил против сильнейшего из трех, это был сам Сатана, – и на семь дней похоронил его под семью землями – чтобы тому неповадно было впредь донимать Иисуса.

Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные! А кто возгордится над служением Ему и вознесется, – тех соберет Он к Себе всех». (4:172)

Бог показывает, что даже ангелы, созданные из света и приближенные к Нему, счастливы почитать Бога – как и Иисус, сотворенный словом Божьим при посредстве архангела Гавриила (одного из избранных ангелов). Подразумеваемый здесь смысл заключается в том, что Бог возвышает ангелов и дарует им состояние, такое же, как и Иисусу. Это значит, что Иисус также был одним из «приближенных».
Когда Иисус увидел вокруг лишения, претерпеваемые людьми, он начал тосковать по встрече со своим Господом. И тогда ангелы явились ему и укрепили его такими стихами:

О Боже! Ты укрепил нас
в снисканье Твоего прощенья и великодушья.
О Боже, Ты подвиг нас
на выраженье благодарности Тебе за Твое благоволение,
Ты привёл нас к Своей двери,
подвиг нас на взыскание того, что уготовал Своим гостям.
Не от Тебя ли всё, и не к Тебе ли
влечёт нас всё?
Пришли к Тебе мы, Ты привёл нас.
Мы жаждем лишь того, чего Тебе угодно.
Открыта дверь Твоя. Ее порог – Твое великодушье.
Ты нищих делаешь богатыми, даруя им цель жизни.
Медлительность уместна – но не при встрече с Тобой.
Тебе я возношу недоуменья своего ошеломленного рассудка.
Меня надежда опьянила.
Забыл я козни злонамеренных людей.
Не мне – Тебе дела мои известны лучше.
Не оставляй меня, упоённого вином Твоей любви.
Прости меня великодушно.
Тебе принадлежит мое сердце. Ты – опекун его.
Не отлучай меня от Себя.
Ты – моё таинство, оно поглотило меня.
Не оставь меня Своей помощью и спаси.
Кого Ты оставляешь, попадает в беду.
Коль милосердие Твоё – лишь для благих,
куда же грешным обратить свои надежды?
О Ты, к Кому молитву обращает
тот, кто в нужде в глубинах черной ночи,
Ты, Ты отводишь прочь
невзгоды, трудности и боль,
Когда же люди Твои спят вне дома Твоего,
Ты неусыпно бодрствуешь, бдишь и милостиво их хранишь.
О Боже! Прости противников моих, прости меня,
ибо любовь моя к Тебе чиста.
Возвысь меня до Своего присутствия, в котором
всегда Тебя я буду видеть.

Передают, что когда Иуда предал Иисуса, сонмы ангелов явились на его защиту, готовые сокрушить врагов Божьих, пожелавших поднять руку на Его посланника. Но Иисус остановил их, ибо был готов принять то, что должно было свершиться по воле Божьей. Тогда Бог заговорил с ним и сказал:

Я Сам пошлю тебе упокоенье,
Потом же вознесу к Себе,
Освобожу от богохульств неверных.
(3:55)

Ангел Гавриил явился и вознёс его на небо. На восьмой день после вознесения ученики Иисуса, его мать и еще одна женщина собрались в доме Марии оплакать потерю, как вдруг Иисус чудесным образом явился перед ними. Он рассказал им правду о том, что произошло, и как его Господь вознёс его на небо, где он будет пребывать до конца времён, и тогда возвратится на землю. Его слова вернули покой их душам.
Потом он спросил об Иуде, предавшем его. Ему сказали, что тот раскаялся в своем предательстве, утратил надежду и покончил с собой. Иисус сказал: «Ах, если бы только он обратился к Богу и взмолился о прощении! Бог Всемогущий простил бы его и принял его покаяние. Ведь нет такого греха, который Господь наш в Своем милосердии не простил бы». И он оплакал его. Потом он дал разрешение своим ученикам и далее проповедовать Благую Весть, благословил их и молился вместе с ними до рассвета. Ангелы собрались вокруг и осеняли их всесвятое собрание, пока не наступило время для Иисуса вернуться на небеса, и он вновь вознёсся.

Ночное вознесение пророка Мухаммада (17:1), (33:56), (53:1-18)

Бог повелел архангелу Гавриилу с семидесятью тысячью ангелов сойти на землю к пророку Мухаммаду (мир ему). «Сопроводите его в Моё присутствие». Архангелу Михаилу пришло повеление сойти с семьюдесятью тысячами ангелов на землю с тайным знанием к пророку Мухаммаду. Исрафилу и Азраилу пришло повеление сделать то же, что Гавриилу и Михаилу.
И Бог сказал Гавриилу: «Пусть свет луны станет равным свету солнца, а свет звёзд равным свету луны».
Гавриил спросил: «О Боже, не пришел ли День Воскресения?»
Бог сказал: «Нет, этой ночью Мы призываем в Наше присутствие Пророка, последнего посланника, пришедшего после Иисуса, чтобы открыть ему тайное, подобающее Нам».
Гавриил сказал: «О Боже, что это за тайное?»
Бог сказал: «О Гавриил, не открывают слугам тайны царей. Иди же и исполни предуказанное Мною, не вопрошая».
Гавриил сошел на землю с посланием небес. Все ангелы сопровождали его, как повелел Господь. У дверей Пророка они воззвали: «Вставай, хозяин, и приуготовь себя! Тебе предстоит путешествие через вотчину ангелов к Господу Силы на спине небесного создания, бурака!»

Бурак (небесное создание)

Когда Бог повелел Гавриилу взять с собой бурака, чтобы доставить Пророка, Гавриил отправился в рай бурака и нашел там сорок миллионов бураков. У каждого из них на голове был венец со словами: «Нет бога кроме Бога, и Мухаммад – его посланник». Ниже было начертано: «Веруй в Меня, в Моих ангелов, в Мои священные книги и в Моих пророков».
Среди всех Гавриил увидел бурака, который уединился от всех, проливая слезы. Гавриил приблизился к нему и спросил, что с ним. Бурак ответил:
– Я услышал имя Мухаммада сорок тысяч лет назад, и так мечтаю увидеть его, что не могу ни есть, ни пить.
Гавриил выбрал этого бурака и взял его с собой.
Бурак имел тело лошади и голову человека. У него были большие черные глаза и мягкие уши. Цвет тела – как у павлина, чье оперение усыпано алыми рубинами и кораллами. Тело увенчивалось белой мускусной головой, покоящейся на янтарной шее. Уши и плечи были как чистый белый жемчуг; они были украшены золотыми цепочками с драгоценными камнями. Шелковое седло прошито серебряной и золотой нитью. Круп покрыт зеленым изумрудом, а повод – из чистого оливина.
Скорость передвижения бурака определялась его полем зрения. Его ноги ступали так далеко, насколько он мог видеть.
Гавриил сказал: «О Пророк, эта ночь – твоя ночь. Пришла твоя очередь воссиять в небе творения. Ты – солнце древнего и нынешнего знания. Ты – лунный свет красы миров, счастье творения и украшение земель людей и ангелов. Ты – чаша любви из реки молока и мёда. Река Изобилия (кавтар) в раю обратится вспять, завидев тебя. О радость всего творения, гордость рая, столы готовы и дворцы небес ждут твоего прихода».
– О Гавриил, – сказал Пророк, – ты принес послание милости или гнева?
– О Мухаммад, Господь послал меня за тобой, чтобы открыть тебе тайное.
– Что же Господь Великодушный хочет сделать со мной?
– Он хочет осыпать Своей милостью тебя и всех, кто принимает тебя.
– Дай мне приготовиться.
– Я принес тебе воду рая и тюрбан с надписью, гласящей:

Мухаммад, слуга Божий; Мухаммад, пророк Бога;
Мухаммад, возлюбленный Богом; Мухаммад, друг Божий.

– О Гавриил, расскажи мне о тюрбане.
– Бог сотворил его из Своего света. Он препоручил его Ридвану, ангелу-хранителю рая. Сегодня ночью, услышав повеление о твоем прибытии, Ридван извлек тюрбан из рая, и все сорок тысяч ангелов воззвали хором: «О наш Господь, Ты повелел нам с незапамятных времён восхвалять владельца этого тюрбана. Удостой же нас честью этой ночью лицезреть его и дозволь сопровождать его». Бог даровал просимое. Затем Бог повелел мне, Гавриилу, вручить Михаилу драгоценный кувшин с чистой водой Салсабиля. Михаил передал его Азраилу. Азраил отдал его Исрафилу, тот – Ридвану, а Ридван вновь отослал эту воду во всевышний рай, джаннат аль-фирдаус, где этой водой омыли свои лица прекрасные ангелы-гурии и воссияли еще ярче. И тогда они вернули эту воду мне, а я принес ее тебе.
Пророк омылся водой из рая. Как только она коснулась его благородного тела, оно облеклось одеянием из чистого ангельского света. Гавриил подвел к нему бурака. Но бурак встал и спросил Гавриила:
– Это ли пророк Мухаммад, который зван к нашему Господу?
– Да, – сказал Гавриил.
Бурак спросил:
– Он ли обладатель благословенного фонтана в раю?
– Да, – сказал Гавриил.
Бурак сказал:
– Он ли ведущий среди людей рая?
– Да, сказал Гавриил.
Бурак сказал:
– Он ли заступник в Последний День?
– Да, – сказал Гавриил.
Тогда бурак начал таять, как тает снег на солнце. Он опустился на колени и сказал Пророку:
– О гордость творения, садись на меня. Об одном лишь прошу тебя: не забудь обо мне в день заступничества.
Когда Пророк сел на бурака, он заплакал. Гавриил спросил его:
– О Пророк, почему ты плачешь?
Тот сказал:
– Я вспомнил о людях. Вознесутся ли они в Последний День на бураке к своим небесным дворцам в раю так же, как я сейчас?
Гавриил сказал:
– Да, воистину набожных ожидает то же самое «в тот день, когда Мы соберём богобоязненных к Милосердному чтимым посольством» (19:85).
Печаль оставила Пророка. Бурак нёс его на себе. Гавриил держался за поводья, Михаил – за седло, Исрафил – за попону. Бурак в мановение ока перенёсся в центр пустыни, на место их первой остановки. Гавриил сказал: «О Мухаммад, сойди и помолись Богу в этом месте».
Пророк спросил, что это за место.
Гавриил сказал: «Это место, куда тебе суждено переехать. Ему суждено стать твоим вторым городом». Это был город Ясриб, неподалеку от Мекки, ему суждено было называться аль-Медина.
В мгновение ока они вновь переместились и остановились во второй раз. Гавриил сказал, чтобы Пророк сошел и помолился.
– Что это за место, о Гавриил? – спросил Пророк.
– Это Синай, где Моисей говорил с Богом.
Бурак вновь переместился в пространстве и достиг третьей стоянки, где Гавриил сказал, чтобы Пророк помолился.
– А теперь мы где, о Гавриил?
– Ты в Вифлееме, где родился Иисус и откуда он нёс послание Царя неба и земли.
В месте, где родился Иисус, на душе у Пророка посветлело.
Он ощутил какое-то движение у своего правого плеча и услышал голос:
– Мухаммад, подожди! Хочу спросить тебя.
Но Пророк не ответил. Другой призыв донесся к нему из-за левого плеча, но он по-прежнему не отвечал. Наконец, неописуемо прекрасная гора, изукрашенная богатством и красою этого мира, возникла перед ним и заговорила человеческим голосом, но и в третий раз Пророк не ответил.
Потом он спросил у Гавриила, что это были за голоса.
Гавриил сказал:
– Если бы ты внял первому голосу, вся твоя община развратилась бы, ибо это был голос неблагого. Если бы ты внял второму, вся твоя община стала бы угнетателями, поскольку это был голос Сатаны. А если бы ты остановился послушать голос украшенной горы, вся твоя община предпочла бы этот мир миру вечному.
Пророк продолжил свой путь и увидел двух прекрасных ангелов: мужчину и женщину. Они были облечены в чудесные одежды и окутаны райским благоуханием. Поцеловав его между глаз, они отошли. Он спросил Гавриила, кто они, и тот ответил:
– Это верующие твоей общины. Им суждена счастливая жизнь и счастливая смерть; они войдут в рай.
Другой ангел появился перед ним и поднес ему три чаши: с водой, молоком и вином. Пророк выбрал чашу с молоком и выпил. Гавриил сказал:
– Ты выбрал чашу оффитра, невинность.
Затем появилась ангельская дева и поднесла ему три одеяния: зеленое, белое и черное. Он выбрал два первых. Гавриил сказал:
– Белый – цвет верующих, зеленый – рая. Все твои последователи будут верующими в этом мире и войдут в рай в мире ином
Далее Пророк достиг места, где Иисус учил: храм Соломона в Иерусалиме. Он вошел в храм. Весь храм был заполнен ангелами, которые ожидали его. Каждый ангел в храме представлял сонм ангелов рая. Затем он увидел всех пророков, стоящих рядами. Он спросил Гавриила, кто это.
Гавриил сказал:
– Это твои братья среди пророков, а эти ангелы – главы всех ангелов рая.
Затем Гавриил призвал всех помолиться, и сказал:
– О Мухаммад, достойнейший из созданий, которые ходят под Богом, возглавь молитву.
Пророк вышел вперед и провел предписанную молитву. Все пророки и ангелы последовали ему.
Тогда Адам сказал: «Славен Бог, который создал меня своими руками и повелел ангелам преклониться передо мною, и всех пророков извёл из моего рода».
Тогда Ной сказал: «Славен Бог, который внял моей молитве и при посредстве ангелов спас меня и мой народ от потопа, и почтил меня».
Тогда Авраам сказал: «Славен Бог, который принял меня как Своего друга, даровал мне обширное царство, даровал мне пророков для потомков, спас меня от огня Нимрода, сделав огонь прохладным и не причиняющим мне вреда».
Тогда Моисей сказал: «Славен Бог, который говорил со мной без посредников, который избрал меня как Своего посланника, даровал мне победу над Фараоном с помощью Своих ангелов, даровал мне Тору, которую Гавриил учил меня записывать, и одарил меня Своей любовью».
И Давид сказал: «Славен Бог, который явил мне псалмы, научил меня голыми руками мять железо и другие вещества, и избрал меня для Своего Послания.
И Соломон сказал: «Славен Бог, который сотворил ветры, джиннов и человеческие существа, подчиненные мне; который научил меня языку птиц, и даровал мне царство, равного которому не было на земле, и поддерживал меня с помощью Своих ангелов».
И Иисус сказал: «Славен Бог, который послал меня в мир как Своё слово миру, научил меня Торе и Евангелию, дал мне силы исцелять глухих, немых, прокаженных, воскрешать мертвых Его изволением, и посылал мне поддержку с Гавриилом и всем сонмом ангелов Его».
И Мухаммад сказал: «Все вы славили вашего Господа. Я также славлю Его, который послал меня как милость для людей и явил мне Коран, простёр мою грудь, низвёл мои грехи, возвысил меня; мою общину и всех людей сделал наилучшими из всех возможных, и назвал меня «добрый и милостивый».
И Гавриил сказал: «Вот почему, о Мухаммад, ты – последний из пророков, и милость для людей. О пророки и ангелы. О твари большие и малые. Бог и Его ангелы посылают благословения и приветствуют Его Пророка! Также и вы благословляйте и приветствуйте его! Восславьте же его. Хвала это ангел, у него два глаза и два крыла; он воспаряет прямо к Богу, чтобы испросить прощения для восхваляющего вплоть до Последнего Дня».
Пророк продолжил свой путь, передвигаясь на бураке, в сопровождении ангелов, явившихся приветствовать его. Попадая в разные миры, он видел ангелов этого мира, собравшихся, чтобы приветствовать его и облечь его дарами и подношениями. Они облекли его в одежды совершенства и красоты.
Затем Пророк услышал громоподобный голос, исходящий от архангела Исрафила, из-за завес Власти Господней и Ангельского Совершенства:
– О рай и небеса! О ангелы! О горы и деревья, моря и реки. О луны, солнца, звезды, планеты и созвездия. Погрузитесь в красоту и совершенство Пророка. О ангелы и гурии рая, шествуйте гордо! Тварный мир, возрадуйся этой ночью, ибо мы лицезреем наставника людей и Печать Пророков.
Ангел по имени Ишмаэль возгласил:
– О звезды небес, явитесь и снизойдите!
И тогда опустилась лестница небес, ведущая от верхнего рая (фирдаус) до храма Соломона. Ступени лестницы горели двумя небесными огнями: красным аметистом и зеленой яшмой величайшего совершенства. Каждому верующему суждено увидеть эту лестницу и подняться по ней. На ней сто ступенек, ведущих от храма Соломона до первого неба.
Гавриил позвал Пророка, и бурак вступил на первую ступень. Здесь Пророк увидел ангелов в красном. На второй ступени Пророк увидел ангелов в желтых одеждах. На третьей ступени ангелы были в зеленом; все они приветствовали его и поднесли дары неба, которые он принял и отдал Гавриилу, чтобы тот сохранил их как упование для верующих на земле. На четвертой ступени явились ангелы-посланники и передали:
– О Гавриил, поторопись, ибо Господь ждёт!
И Пророк увидел, что их тонкие тела сияют, а лица переливаются как зеркала на солнце.
Затем он перенесся на пятую ступень и увидел безмерные сонмы ангелов без начала и конца. Все они возносили хвалы Богу, повторяя: «Нет бога кроме Бога».
Потрясенный их неисчислимостью, он спросил Гавриила:
– Сколько же их здесь?
Гавриил сказал:
– Если бы небеса и землю, луну и солнце, звезды и вселенные обратить в пыль, то число пылинок не составило бы и десятой доли от числа ангелов этой ступени лестницы рая.
Затем бурак перенесся на шестую ступень, и здесь великое изумление овладело Пророком: он узрел неописуемое. Чудесный белый ангел восседал на седалище, сверкавшем белым золотом, в окружении сонма ангелов, взирающих на него широко раскрытыми трепетными очами. Белый ангел поднялся и сказал: «О Мухаммад, приветствую тебя. Прошу тебя, почти моё седалище, присядь на него». Когда Пророк сел, его окутало любовью, и седалище обратилось радужным облаком, поющим хвалу Богу. Их каждой капли этого облака Бог сотворил другой трон, и на каждом троне восседал величественный ангел.
Затем бурак поднялся на седьмую ступень и Пророк увидел ангелов, чей свет вытеснил свет его видения – точно так же, как солнце слепит глаза, когда посмотришь на него. И тогда он увидел то, что видели эти ангелы.
Затем он поднялся на восьмую ступень и увидел только преклонившихся ангелов.
Чтобы не потревожить их, он поднялся на девятую ступень. Здесь он увидел неописуемых ангелов. Он остановился, благоговейно трепеща, не в силах воспринять их природу. Тогда явился наивысший среди них и сказал: «О Пророк, мы облекаем тебя тайной нашего сотворения и, с Божьего дозволения, облегчим тебе понимание всех вещей».
Затем Пророк поднялся на десятую ступень и увидел ангелов, которые славословили Бога на всех языках, что существовали с начала творения. Пророк подивился неисчислимости созданий Божьих.
На одиннадцатой ступени ангелов было еще больше, чем на пятой, они переливались всеми цветами радуги, и каждый был окрашен в свой цвет.
На двенадцатой ступени Пророк увидел луноликих ангелов с глазами как звезды. Свет их лиц покрывал их миры.
На тринадцатой ступени он увидел ангелов несказанной красоты. Это были ангелы Божьи, поющие похвалу Богу нежными голосами и являющие красоту иного мира. Их пение не было похоже на земное. Если бы на земле услышали хотя бы один его звук, люди лишились бы чувств.
На четырнадцатой ступени Пророк увидел ангела Ишмаэля с семьюдесятью тысячами ангелов на лошадях. Каждый из них вёл сонм из ста тысяч ангелов, созданных из атрибута Красоты. Красота была их предназначением, и каждый из них хотя бы один раз являлся на землю, чтобы принести крупинку своей красоты.
Ступени с пятнадцатой по двадцать пятую находились в ведании ангела Рукьяйла, великого и малого, тонкого и обширного.
Ступени с двадцать пятой по девяносто девятую были в ведании ангела Калаила.Его правая рука находилась под первым небом. Между каждым из двух его пальцев помещались семьсот тысяч ангелов, непрестанно славящих Бога. При каждом из прославлений из их уст исходили жемчужные струны. Размер одной жемчужины был восемьдесят одна миля. Для каждой из них Бог созидает ангела, который следит за ней и сохраняет её как упование для людей до тех пор, пока они не войдут в рай.
Затем Пророк увидел огромный трон из драгоценного металла, но не из золота, стоящий на пяти ножках. Каждая ножка имела по два крыла. Каждое крыло заключало в себе пять таких миров, как наш. На каждом крыле находились по пятьдесят тысяч ангелов, и каждый молил о прощении за людей на разных языках. Их моления сливались в гармоничный и стройный хор, который способен умягчать камни семи земель. Из каждой их слезинки Бог созидает еще пятьдесят тысяч ангелов, которые точно так же молят о прощении за людей на еще большем числе наречий, чем первые.
Трон обратился к Пророку и сказал:
– Я и ангелы, охраняющие меня, были созданы, чтобы вести людей к их стоянкам в раю.
И Трон пригласил Пророка воссесть на него. Тот сел, и его охватило блаженство, никогда не испытываемое им доселе.

Первый рай: Обитель Мира

Пророк достиг сотой ступени и услышал, как ангелы в первом раю поют хвалу и славословят своего Господа. Этот рай именуют Обитель Мира (дар аль-салам), у него сто двадцать четыре тысячи дверей. Каждая дверь предназначена для одного из пророков. Гавриил постучал в дверь, предназначенную для пророка Мухаммада. Голос изнутри спросил: «Кто там?»
Гавриил ответил: «Это Гавриил и пророк Мухаммад».
Голос сказал: «За ним посылали?»
Гавриил сказал: «Да, его призвали в божественное присутствие».
Дверь отворилась. Появился ангел Ишмаэль на скакуне света, покрытый светом и в окружении света. В правой руке он держал все людские деяния, совершенные за день, а в левой – совершенные за ночь. Тысячные сонмы ангелов были с ним.
Ишмаэль сказал: «О Гавриил, кто это с тобой?»
Тот ответил: «Пророк Мухаммад».
Ишмаэль сказал: «За ним посылали?»
Гавриил ответил: «Да».
Тогда бурак получил дозволение вступить на землю первого рая – рая, ближайшего к земле. Его также называют ближними небесами. Этот рай можно уподобить воздушной волне, распространяющейся в толще воздуха. Бог заговорил с ним и произнес: «Будь красным изумрудом», и так стало. Обитатели первого рая непрестанно произносят: «Хвала обладателю земных и небесных владений».
Пророк окинул взглядом первый рай и увидел ангела, принявшего человеческий облик. Ему открыты все дела людей. Когда к нему приходит дух верующего, он отправляет его в рай. Если дух неверующего приходит к нему, он испрашивает для него прощения. Если прощение даруется, он посылает его в рай.
У ангела была скрижаль из света, которая простирается от Трона до Первого Рая. Он заносит на неё имена попавших в рай.
Затем Пророк увидел человека с ангельской властью и ощутил с ним глубокое внутреннее родство. Он спросил, кто это. Гавриил ответил: «Это твой отец, Адам». Адам приветствовал его и сказал: «Добро пожаловать, достойный сын и праведный Пророк».
Справа и слева от Адама были двери. Когда он смотрит на правую, то радуется, а когда на левую – плачет. Пророк спросил, что это за двери. Гавриил сказал:
– Правая дверь – дверь рая и воздаяния. Когда Адам видит, как его дети входят в нее, он улыбается и радуется. Левая ведет к наказанию и огню. Когда Адам видит, как его дети входят в нее, он плачет, печалуясь о них. Из каждой его слезинки Бог созидает ангела, который молит о прощении до того дня, когда оно будет даровано.
Затем ангелы начали петь:

Узрить того я жажду,
кому нет равных средь созданий Божьих.
Среди возлюбленных нет более возвышенного, чистого, чем он,
возлюбленный Богом слуга Его достохвальный,
чье имя произведено от имени Преславного.
Его качества не описать словами.
Ради него луна сияет вдвое ярче.
Можно ли испрашивать большего,
чем божественное совершенство его красоты?
Истинно Бог наделил его лучшим нравом.
Истинно Бог сделал его свет
величайшим благословением.
Он назвал его «возлюбленным» до того,
как создал этот мир.
Его свет затмевает свет солнца,
насыщая собою свод небес.
Облака являют великое чудо
и несутся как необъезженные скакуны.
Гром гремит и льёт дождь –
стоит ему лишь попросить об этом.
Возможно ль большее, чем умягчение камней,
когда ступает он на них своей ногой в сандалии,
или не видел ты его следов, когда ступал он по песку?
Возвысил Бог его до Своего присутствия и ангельского мира.
Не будь его, так не было б ни рая, ни небес и ни земли.
Какую честь Бог даровал ему, когда десятикратно
Воздал Он славословящим его!

Протяженность первого рая – пятьсот тысяч световых лет, и они пересекли его. Бурак двигался быстрее света, его шаг простирался настолько, насколько простирался его взгляд. Всё пространство рая было заполнено ангелами, чье число известно лишь Творцу, славословящими и восхваляющими Его всеми хвалами. Свободного места не было и на ладонь, везде были видны распростертые ангелы. Они были разной величины, большие и малые. Раздался глас:
– О Мой возлюбленный Мухаммад! Все ангелы прославляют Меня. Я посылаю эту хвалу, эти волны ангельских благословений одну за одной, чтобы поддержать людей в их повседневной жизни.
Эти благословения поведут их к тому, что занимает их. Они откроют им все виды знания, материального и духовного, что поможет им продвигаться по жизненной стезе материально и духовно. Я взращу их посредством этих ангельских сил и облегчу им доступ к Моим райским обителям, когда они явятся в моё Божественное присутствие.

Второй рай: Обитель Постоянства

Гавриил повелел бураку перенести Пророка ко второму раю, чье имя – Обитель Постоянства (дар аль-карар), и постучал в одну из его дверей. Она была сделана из материала небес, которому нет названия в нашем языке. Явился ангел Джарджаил, и с ним тысяча сонмов ангелов. Их пение было еще возвышеннее и радостнее, чем пение ангелов в первом раю. Голос спросил:
– Кто там?
– Гавриил.
– Кто с тобой?
– Мухаммад, пророк милости.
Дверь открылась. Пророк увидел ангелов с ликами, подобными солнцу. Они гарцевали на лошадях и были вооружены духовными мечами и копьями.
Пророк спросил:
– О Гавриил, кто они?
Гавриил ответил:
– Это ангелы, которых Бог создал, чтобы поддерживать людей, борющихся с демонами. Их славословие «слава Господу Силы и Мощи». Они носят желтые тюрбаны. Когда они славят Бога, их тюрбаны двигаются и излучают золотистый свет, который поддерживает свет солнца. Они излучают также и другой свет, который обращает в бегство демонов и изгоняет праздность из сердец верующих.
Затем Пророк увидел двоих статных людей, восседающих на троне из алых рубинов. Он спросил: «Кто они?»
Гавриил сказал:
– Это твои предшественники, Иоанн и Иисус.
Иисус выглядел раскрасневшимся.
Затем ангелы подступили к Пророку сонмами, приветствуя его один за другим. Бог замедлил время, так что одной секунды достало, чтобы приветствовать всех ангелов и помолиться с ними, ибо настало время молитвы. Иисус и Иоанн простились с Пророком и Гавриил повелел бураку перенестись к третьему раю.

Третий рай: Обитель Вечности

Пророк перенесся еще на пятьсот тысяч световых лет и они достигли третьего рая. Он назывался Обитель Вечности (дар аль-хулд). Достигнув его пределов, они услышали громкие голоса, рокочущие словно гром.
– Это ангелы славословят Своего Господа, – сказал Гавриил.
Приблизившись, они услышали ангельскую музыку, приводящую в движение небесные сферы. Гавриил остановился у двери из чистой меди небес и постучал.
– Кто там? – раздался голос из-за двери.
– Гавриил, препровождающий Мухаммада.
– За ним посылали?
– Да.
Дверь отворилась. Пророк вошел. Он увидел ангела, облик которого каждый миг изменялся. Ангел двигался, в то же время оставаясь неподвижным – словно высвечиваемый мгновенными вспышками, фиксирующими последовательные статичные фазы его движения. За ангелом Пророк увидел семьсот тысяч ангелов, и их облик также менялся, как и у первого ангела, словно бесконечный цветной калейдоскоп. Их стопы достигали семи земель. Они пели: «Хвала Живому, Самосущему, который никогда не умрет». Их пение исполняло небеса невыразимой радостью, изливая милость на землю и ее обитателей. Пророк попросил Гавриила, чтобы тот спросил у ангела, могут ли люди слышать это пение. Ангел сказал:
– Каждый, кто открывает свою ангельскую силу и присоединяется к нам, услышит эту мелодию и получит награду, которую мы получаем за вознесение этой хвалы.
И ангел прочел:

Тайная реальность!
Ангельское сердце света,
царство силы, сияющее непреходящим светом,
непоколебимое, совершенной красоты,
твоя сущность низведена от сердца Адама,
возведенного на престол,
Сущность ангельского света проявлена в Адаме,
и это соединение исполняется Божьим упованием –
даром, который Он преподнес всем людям.
Явилось знание Божьего света,
известного только избранным святым, прозорливым.
Где сияет Его знание, несовершенство исчезает
и все мирские заботы тают и исчезают.
Здесь начала и концы, средоточье,
где обитают чистые, подобные свету в свете.

Продвигаясь, они увидели статного мужчину, перед красотой которого всё меркло.
– Это Иосиф, пророк, – сказал Гавриил. Пророк Мухаммад приблизился и приветствовал его. Иосиф ответил на приветствие благопожеланием рая. Гавриил сказал:
– Из красоты Иосифа проистекла красота всех людей. Его красота – красота полной луны , солнца и звезд.
Томление по ангельской красоте умягчает даже сердца жестокосердных. Тем, у кого слабое сердце, не постичь этой тайны, ибо они тотчас подпадают под ее чары и забывают о себе. В этом смысл сладости болезненного томления в любви. Процесс сближения с красавицей слаще, чем объятия и обладание. Ибо обладание возлюбленной удовлетворяет низшее «я», и тоска по любимой лучше, чем довольство и удовлетворенность.
За Иосифом Пророк увидел множество людей в сияющих ангельских одеждах. Пророк спросил: «Кто эти люди, о Гавриил?»
Тот ответил:
– Позади Иосифа Бог сотворил в раю семьсот тысяч мест. На каждом месте находятся семьсот тысяч алых бриллиантов. Каждый камень содержит семьсот тысяч дворцов. В каждом дворце семьсот тысяч комнат. В каждой комнате семьсот тысяч окон. В комнатах живут люди, обладающие ангельскими силами, проводя жизнь в любви к другим людям и к природе. Их сердца исполнены любовью ко Мне и свободны от низких желаний. Они тоскуют обо Мне, а Я тоскую по ним. Каждый день эти люди выглядывают из окон, взирая на обитателей рая. От их красоты исходит такое сияние, словно солнце вышло из-за облаков и льет свой свет на землю.
Тогда люди рая просят Бога: «Дозволь нам приблизиться к возлюбленным Божьим». Когда они подходят, возлюбленные украшают их переливчатым радужным светом и дождем из света. Они вручают им одеяния из зеленого шелка, который символизирует свойства тех, кто стал совершенным и угодным Богу.

Четвертый рай: Укрывающий сад.

Гавриил призвал на молитву. Пророк провел молитву для всех обитающих в раю. Затем бурак преодолел еще пятьсот тысяч световых лет и оказался у четвертого рая, который называют Укрывающий сад (джаннат аль-мава). Здесь они услышали голоса ангелов и духов. Дверь пророка Мухаммада была сделана из серебра, а пол из золота. И вновь голос спросил из-за двери:
– Кто там?
Гавриил ответил: «Пророк Мухаммад».
– За ним посылали?
– Да.
И дверь отворилась.
Пророк увидел ангелов, стоящих и сидящих, простершихся и преклонившихся, славословящих и говоривших: «Слава пресвятому Царю, Господу ангелов и духов!»
Пророк спросил у Гавриила:
– О Гавриил, не это ли молитва моего праотца Авраама?
Гавриил сказал:
– Да, так молился твой праотец Авраам. Он так угодил этой молитвой Богу, что Тот сотворил сонм ангелов и населил им четвертый рай. Он повелел им повторять эту молитву. Если кто из людей повторяет эту молитву, Бог дарует им награду по числу этих ангелов.
Затем Пророк увидел двух ангелов, одного – прозрачного как вешние воды, другого непрозрачного, как соленая вода. Гавриил сказал:
– Один из них – ангел пресной воды. На большом пальце правой руки он держит все озера и реки этой вселенной. Другой – ангел соленой воды. На большом пальце левой руки он держит все моря. Им вверено снабжать водой, пресной и соленой, каждое сотворенное существо. При встрече они не смешиваются, ибо Бог сказал:

Он грань установил меж двух морей,
Готовых слиться,
Поставив там барьер (незримый),
Через который им не перейти.
(55:19-20)

За ними Пророк увидел ангелов, похожих на птиц. Они стояли на берегу великой реки рая. Когда человек на земле произносит «Нет бога кроме Бога», один из этих ангелов-птиц расправляет свои крылья. Если произносят: «Слава Богу», ангел-птица заходит в реку и плавает. Когда произносят: «Хвала Богу», ангел ныряет. Когда говорят: «Бог превыше», ангел выходит из воды. Когда говорят: «Нет силы и власти, кроме Божьей», ангел стряхивает воду, роняя семьдесят тысяч капель. Из каждой капли Бог сотворяет ангела, который молит о прощении за этого человека вплоть до Последнего Дня. Помимо этого, Бог повелевает записать в книгу деяний этого человека сорок тысяч заслуг, которые будут сохранены вплоть до дня его воскресения.
Пророк увидел человека, склонившегося над книгами человеческих деяний, в которые заносятся все поступки людей. Пророк спросил:
– Кто это?
Гавриил сказал:
– Это пророк Идрис.
Пророк приблизился к Идрису и приветствовал его. Идрис ответил ему и сказал:
– Добро пожаловать, благочестивый брат и совершенный пророк.
За ним Пророк увидел купол из света, на котором было начертано: «Нет бога кроме Бога, и Мухаммад – Его посланник». Пророк заглянул внутрь и увидел почтенного белобородого старца. Его голову увенчивал белый тюрбан, а борода излучала свет.
Пророк спросил:
– Кто это, о Гавриил?
Тот ответил:
– Это ангел, олицетворяющий пророка Идриса.
Пророк приветствовал его и сказал:
– О брат мой. Бог возвысил тебя и удостоил чести. Тебе суждено войти в рай раньше меня и увидеть его услады.
Идрис сказал:
– О возлюбленный! Не сразу оказался я в раю и узрел его услады. Лишь когда я покинул этот мир, я вошел в сад, на двери которого начертано: «В эту дверь никому не войти до Мухаммада и его общины».
Я попросил Бога: «Во имя моего внука Мухаммада, дозволь мне войти». Бог дал изволение, вот почему я здесь.
Затем Идрис прочел стих:

Взыскуют как прибежище стоянку эту,
сие возвышенное место,
где все склоняются смиренно.
Стоит на ней Посланник благородный,
что наделён и мудростью, и силой.
Сия стоянка – путеводительства и ангельского света –
Изглаживает тьму ночную и уныние сирот.
Стоянка сообщения прямого,
Опора прочная для тех, кому достичь её дано.
Всемилостивый назвал его возлюбленным Своим,
и для вселенной он – любимый.
От его света пришел свет всего живого.

Пятый рай: Сад красоты и блаженства

Пророк преодолел еще пятьсот тысяч световых лет и достиг пятого рая, который называют Сад красоты и блаженства (джаннат аль-наим). Его дверь из небесного золота и серебра. Гавриил постучал, и голос спросил: «Кто там?»
– Гавриил, ведущий пророка Мухаммада.
– За ним посылали?
– Да.
– Добро пожаловать в пятый рай, о возлюбленный!
Дверь открылась, и Пророк увидел пять прекрасных женщин в окружении своих слуг. От женщин исходил свет, и они были как изумруды в окружении жемчуга. Он ощутил сердечную расположенность к ним и спросил Гавриила:
– Кто эти женщины?
Тот ответил:
– Это праматерь Ева. Это дева Мария, мать Иисуса. Это Юкабид, мать Моисея. А это Асийя, жена Фараона.
Пятая женщина сияла как солнце среди звезд, покрывая своим светом других обитателей этого рая словно ласковый ветерок, обдувающий листья древесных крон. Гавриил сказал:
– Это ангел, олицетворяющий твою дочь Фатиму, о Пророк.
Пророк спросил:
– Гавриил, каково таинство этого рая?
Гавриил сказал:
– Бог сотворил этот рай, чтобы отобразить красоту и совершенство женщины. Свет этого рая – источник ангельского света всех женщин на земле. Женщины были сотворены, чтобы нести в себе таинство созидания. Бог оказал им великую честь, сделав их чрево хранилищем Своего слова, которое представлено духом. Он взирает на сие сокровеннейшее место и здесь низводит Свою милость и благословения. Он сделал совершенным это место и укрыл его тремя защитными покровами, чтобы предохранить от напастей. Первый – покров света, второй – покров любви, третий – покров красоты. Здесь Он лепит и создает людей по Своему подобию, как сказал Пророк: «Бог сотворил Адама по Своему подобию». Он отдает повеление ангелам чрева совершенствовать Свое творение, даруя младенцам жизнь, красоту, здоровье, сообразительность и другие совершенные качества, которые отличают одного человека от другого.
Женщины по своей природе ничуть не слабее мужчин, а в великодушии превосходят их. Они созданы более прекрасными и менее неистовыми, ибо красоте не присуще наносить вред и причинять ущерб другим. Вот почему они кажутся людям более слабыми, на самом деле это не так. Ангелы – самые сильные из сотворенных существ. Женщины ближе к ангельской природе, чем мужчины, ибо они более подготовлены, чем мужчины, к несению ангельского света. Обходительность и этика духовности, присущие женщинам, делают их менее напряженными, чем мужчины. Даже физически женщины более выносливы. Ради рождения ребенка они стоически переносят серьезные видоизменения в своем теле и более неприхотливы, чем мужчины, поскольку Бог укрепил их, чтобы обеспечить продолжение человеческого рода.

Бог наделил женщин пятью ангельскими свойствами, которые редки у мужчин. Они – источник миролюбия, ибо Бог сказал, что Он сотворил их «так, чтобы могли вы искать у них отдохновения. (30:21)

Таков атрибут первого рая, названного «Обитель мира». Женщины – оазис постоянства в круговерти хаоса и перемен. Вот почему они – рождающие. Мать вскармливает и оберегает младенца ревностнее, чем отец. Это атрибут второго рая, названного «Обитель постоянства». Они – продолжательницы рода. Из их потомства Бог создает ангельских пророков и святых, которые упрочивают Его непрестанное поминание так же, как ангелы делают это на небе. Это атрибут третьего рая, названного «Обитель вечности». Они великодушны и щедры. В писаниях о них говорится как о «плодоносящей земле», поскольку они отдают не считая, в том числе и жизнь. Они жертвуют собой во имя других созданий, что является атрибутом четвертого рая, названного «Укрывающий сад». Наконец, они – источник красоты. Это атрибут пятого рая, названного «Сад красоты».

©Shaykh Muhammad Hisham Kabbani, 1996
http://naqshbandi.org
(Перевёл Алексей М. Орлов, 2001)

Go to top
Всё для Joomla на JooMix.org