Материалы об ордене

Алиреза Нурбахш. Орден Ниматуллахи

Алиреза Нурбахш. (Алиреза Нурбахш получил докторскую степень по философии в университете Висконсии-Мэдисон в 1988 г. Тема его докторской диссертации - ментальные образы и вычислительная теория разума. В настоящее время он живет в Лондоне и является главой ордена Ниматуллахи).

Орден Ниматуллахи

О сердце, есть лишь один Путь Влюблённости;
В стране любви раб и Царь - одно.
Не ранее, чем ты оставишь двойственность на Пути любви,
Сможешь ты постичь, что Ниматулла - только одно.
(Шах Ниматулла Вали)

Как и другие суфийские ордены, орден Ниматуллахи является одним из звеньев непрерывной цепи духовной преемственности, восходящей к истокам ислама, в которой Пророк считается первым суфийским наставником. Название “Ниматуллахи” про исходит от имени Шаха Ниматуллы Вали, который основал орден в конце 14 века и являлся одним из наиболее влиятельных суфийских мастеров Ирана.

Шах Ниматулла родился в 1330 г. (731 год хиджры) в Алеппо, в Сирии. Его отец, Мир Абдулла, сам был суфийским наставником в цепи преемственности, идущей от Пророка. Его мать происходила из аристократической семьи парсов, из Южного Ирана. Шах Ниматулла много странствовал по странам ислама и встречался со многими мастерами, приобщаясь к значительнейшим достижениям мысли своего времени, в особенности философскими воззрениям Ибн Араби. Он внимательно изучил Фосусал-Хикам (”Геммы мудрости”) Ибн Араби и позднее написал комментарии к этой книге.

В конце первого периода своих странствий он встречает в Мекке шейха Абдуллу Яфеи и становится его учеником. После семилетнего ученичества Шах Ниматулла начинает второй период странствий по странам ислама. Теперь, однако, он странствует не как жаждущий искатель в поисках совершенного наставника, но как совершенный мастер, утоляющий духовную жажду других. В этот второй период странствий Шах Ниматулла сначала посещает Египет, затем двигается в Трансоксиану(территория в Средней Азии, на которой находятся, в частности, Бухара, Самарканд и Фергана (прим. ред. русск. изд.)) и обосновывается в Шахрисябзе, неподалеку от Самарканда. Именно здесь он встречается с великим завоевателем Тамерланом, который, однако, оказывается не в состоянии оценить Шаха Ниматуллу, и, чтобы избежать трений, Шах Ниматулла решает оставить Шахрисябз и отправляется в Герат. Отсюда он переезжа ет в Мешхед и на некоторое время обосновывается в Бяфте, около города Йезда, затем какое-то время живет в Кух-Банане, в районе Кермана. Оттуда он перебирается в Керман и в конце концов обосновывается в окрестностях Механа, где, в основном, и проводит последние 25 лет своей жизни.

Во время его пребывания в Механе слава о нем распространяется по всем областям Ирана и Индии благодаря паломникам, отовсюду приходящим посетить его. Шах Ниматулла прожил около ста лет. Он умер в 1431 г. (834 год хиджры) и был погребен в Механе.

Стараниями Шаха Ниматуллы возросли интерес и уважение по отношению к суфизму и суфиям, что обогатило культуру ислама, в особенности в Иране. В дополнение к руководству большим числом учеников, он занимался земледелием, выступая в качестве примера для своих учеников в плане профессиональной деятельности как наилучшей формы самодисциплины.

Он действенно показывал, что путь к освобождению сердца и очищению себя пролегает через служение обществу и доброту по отношению к людям. Его последователи учились посвящать себя Господу, живя в гуще общества, осуществляя на практике принцип “уединенности в присутствии других”. Следуя его примеру, ученики отходили от затворничества и уединения как основополагающих форм духовной практики и избирали жизнь, исполненную созидательной деятельности. Противодействие Шаха Ниматуллы апатии и летаргии распространилось и на использование опиума и гашиша его учениками - и это в то время, когда наркотики повседневно употребляли и обычные люди, и суфии.

Другим нововведением Шаха Ниматуллы, связанным с необходимостью для учеников иметь профессиональное занятие, был запрет появления на публике в особой одежде, которая могла привлечь внимание. С его точки зрения, совершенствуясь внутренне, суфий должен быть свободен от любого вида показного благочестия и претенциозности; он должен стремиться к “бесцветности”. Для Шаха Ниматуллы благородство заключалось в снискании Божественных Атрибутов, а не в предпочтении особого покроя одежды. Шах Ниматулла не только открывал врата своей щедрости для всех искателей, стремящихся и своих последователей. Он также уважал людей любой нации и народности, как и другие суфийские ордены своего времени, которые строили свою работу на заповедях чистоты и верности. Шах Ниматулла наставлял своих последователей не отделять тарикат (ду­ховный путь) от шариата (исламские уложения), поскольку верил, что Истина (хакикат) может быть достигнута только через воссоединение этих двух.

Орден Ниматуллахи становится влиятельным и известным при жизни Шаха Ниматуллы, в основном, благодаря его подходу к суфизму и одухотворенности его личности.

Последующие мастера ордена Ниматуллахи продолжали придерживаться этой же традиции объединения социальной и духовной жизни. В целом духовная методика ордена Ниматуллахи основывается на взывании и вспоминании Господа (зэкр), размышлении (фекр), самоанализе (мохасеба), медитации (моракеба) и литании (вирд). При этом важнейшими социальными и этическими аспектами ордена, наряду с некоторыми правилами и установлениями, касающимися управления духовных центров (ханаки), являются следующие:

а) отказ от затворничества, с предпочтением внутренней уединенности в присутствии других. Существуют, тем не менее, определенные исключения, например, когда уединение предлагается в качестве индивидуального терапевтического средства для восстановления психического здоровья;

б) строгое порицание использования гашиша и других наркотиков, вызывающих привыкание;

в) требование от суфиев конструктивной деятельности и отказ от праздности;

г) ношение обычной одежды - для того, чтобы не становиться объектом повышенного внимания и не вырабатывать склонность к нарочитому поведению, цель которого - произвести впечатление па других;

д) сердечное отношение к людям любого вероисповедания и этнической принадлежности, а также ко всем, чья жизнь проникнута добрым отношением к божьим созданиям;

е) мастер и шейхи ордена посвящают и наставляют всех достойных искателей, никого не отвергая;

ж) преобладание практики зэкра сердца над вокализованным зэкром на собраниях ордена;

з) защита мира, братства и равенства суфиями ордена. В частности, не делается различий между мужчинами и женщинами;

и) мастер и шейхи ордена не получают денег от своих последователей и не обеспечивают их. В целом, от учеников не требуется регулярной платы, а если индивидуальный взнос сделан, он идет на нужды всего сообщества;

к) духовными и финансовыми делами ханаки обычно занимаются шейхи, которых направляет мастер. В случае, когда шейх отсутствует, мастер определяет, кто будет вести эти дела;

л) ханака является некоммерческой благотворительной организацией которая принадлежит всем ее членам и управляется мастером и шейхами ордена в соответствии с законами страны, в которой она находится;

м) в определенных случаях, таких как трапеза в присутствии мастера или шейха, или путешествие с мастером или шейхом, определенные люди выбираются для служения. Критерием отбора является степень продвинутости на Пути. Дервиши Ниматуллахи видят в служении человеку возможность для духовного совершенствования;

н) когда суфии собираются или живут вместе, их взаимоотношения основываются на равенстве. В частности, суфий не имеет права отдавать приказы другим суфиям, и вклад каждого основан на его или ее способностях.

После Шаха Ниматуллы мастера ордена Ниматуллахи до конца 18 века (12 век хиджры) жили в Индии. Центр ордена был перенесен обратно в Иран в 1775 г. (1190 год хиджры) в результате переезда в Иран Сайида Масума Али Шаха Даккани. До недавнего времени орден Ниматуллахи существовал только в Иране, и подавляющее большинство суфиев Ниматуллахи были иранцами и жили в Иране.

Доктор Джавад Нурбахш стал кутбом (мастером) ордена в 1953 году, когда скончался его наставник, Мунис Али Шах Дхор-Рийасатайн. В последующие 35 лет д-р Нурбахш основал более сотни ханак и многочисленные библиотеки и музеи в Иране.

В 1970-е гг. в Иране появились американцы и европейцы, принявшие посвящение в орден Ниматуллахи. По их возвращении на родину возникла необходимость в местах для собраний. В связи с этим в 1975 г. в Сан-Франциско была основана первая ханака вне Ирана. С этого времени были основаны восемь ханак в США и три в Западной Европе. Эти духовные центры создавались как благотворительные организации, и их финансовое состояние инспектировалось государственными службами, которые ответственны за подобные организации. Финансовые расходы каждой ханаки оплачиваются суфиями, которые живут в них, таким образом, что живущие в ханаке вносят ежемесячный взнос, который и покрывает затраты ханаки. Остающийся излишек идет на устроение новых ханак.

Примечания

  • Доктор Нурбахш жил в Лондоне. Он ушел из этого мира 10 октября 2008 года. Главой ордена Ниматуллахи после него стал Алиреза Нурбахш. Он принимает людей со всего мира и осуществляет публикации книг по суфизму.
  • Со времени написания этой статьи количество ханак значительно увеличилось.

Пер. А. Орлова

  • Hits: 3897