Случаи из жизни

Мистические состояния и духовный рост

Один из новых дервишей спросил шейха, можно ли считать, что телевизор помогает в стирании собственного «я» – ведь телезритель во время просмотра забывает себя, растворяясь в чужих эмоциях, событиях чужой жизни. Шейх ответил, что вряд ли это так – ведь телепросмотр не вызывает в зрителе психологических изменений, и человек остаётся таким же, как и был.

Другой дервиш добавил, что существующие методы активации коры головного мозга позволяют искусственно вызывать чувство единения с миром, растворенности в сущем. Шейх заметил, что это лишний раз доказывает, что состояния не являются определяющими для духовного роста, и не стоит привязываться к ним.

Один из дервишей спрашивает: "А почему нельзя использовать это в процессе преображения человека? Понятно,что если просто активировать человеку участки мозга, то ничего, кроме новой разновидности наркомании, не получится. Но если вначале человек переживет это чувство единения, то может после ему будет легче понять то, о чем говорится в книгах, он будет знать к чему стремиться, и, быть может, будет проявлять больше рвения, зная, что его ждет, ему будет легче преодолеть свои страхи и т.д. Или же он поймет, что это ему не нужно.

Более того, подобная схема: переживание состояния, к которому надо стремиться, заранее -> практика -> достижение этого состояния самостоятельно - имела место в истории суфизма.

Так, в братстве накшбандийя известна практика тасарруф (духовный захват). Суть которой в том, что "муридам, объективно пребывающим без сознания или в прострации, демонстрируются те состояния, которые впоследствии должны быть достигнуты ими самостоятельно, определяя тем самым цель их дальнейших упражнений" (Хисматулин).

"Мы включаем окончание пути обучения в его начало" (Халифа Абдуль Хаким)".

Ниже следует не столько ответ, сколько попытка очертить круг возникающих вопросов.

Надо учитывать, что мы опираемся здесь только на тексты, приводимые Хисматуллиным. Они содержат немало фантастического и архаического, так что к ним следует относиться осторожно. Наше общение с дервишами Накшбандийя не дает подтверждений этих тезисов. (Если среди участников форума есть накшабанди - отзовитесь).

Но допустим, что это так. Мы знаем, что наркотики стимулируют психику таким образом, что у человека возникают переживания, сходные с мистическими.

Вопрос: помогает ли это в дальнейшем продвижении? Другой вопрос: становится ли легче вызвать у себя такое состояние? Еще один вопрос - насколько чисто воспроизводят такого рода состояния подлинный мистический опыт - ведь психика еще не прошла трансформацию? Может быть, это будет лишь эрзац-копия, а не настоящее переживание?

Проблема: когда такого рода состояния вызываются искусственно, они нередко оказывают деструктивное воздействие на неподготовленную психику. Это одна из причин, почему среди последователей самодеятельных школ так много людей психически неуравновешенных.

Всякая аналогия ограничена, но все-таки попробуем: некто ощущает себя скованным, а потому решает прибегнуть к алкоголю, чтобы легче завязывать знакомства. Когда он протрезвеет, этот навык останется или же исчезнет? Похоже, что после протрезвления не остается ничего или почти ничего.

Точно так же мистические переживания, тем более искусственно вызванные, как правило, мало меняют нашу повседневную жизнь.

Большинство людей пьющих испытывает эйфорию, ощущение общности с собутыльниками и проч. - некую аналогию того, что происходит на духовном Пути. Означает ли это, что алкогольный опыт помогает в духовном продвижении? Суфизм был распространен в мусульманских странах с преимущественно непьющим населением.

  • Hits: 3219