Зороастр

Зороастр

Зороастр (Заратуштра) - облик, овеянный тайнами, уходящими от нас в глубину веков. Он является основателем религии древних персов, получившей в дальнейшем его имя (зороастризм), и первые сведения о нем мы находим в священной книге Зендавесте. Нет никаких достоверных сведений ни о времени, ни о месте его рождения. Восточные легенды рассказывают, что Зороастр жил в Бактрии при царе Дарии Гистаспе (конец VI-го, начало V-го века до Р.Х.), западные историки полагают, что он жил за 600, за 1000 и даже за 6000 лет до Р.Х. Греческие писатели говорят о Зороастре, как о мудреце и маге, ему приписываются различные прорицания, откровения, тайные книги. Есть очень красивая версия о том, что имя - Зороастр - означает “семя Истар” (т.е. планеты Венеры).

Согласно “Зендавесте”, Зороастр пришел на землю, когда добро и зло были приведены в равновесие. “Прежде чем пришел Заратуштра, дэвы или злые духи явно скитались по земле в виде мужчин, а пэри - демоны-женщины - в виде женщин; дэвы брали в жены женщин и совершали с ними злодеяния; когда же Заратуштра принес закон на землю, то он сокрушил тела дэвов; они скрылись под землей, и, если они желали совершить злое дело, то не могли принять вида человека, но только вола или осла”. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов, утраты древней веры в Единого Бога.

Будущее Великого Пророка было предсказано его матери во сне, в котором она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках и победившего все злые силы, пытавшиеся вырвать будущего ребенка из её чрева. По преданию, рождению Зороастра радовалась вся природа, и сам ребенок появился на свет не с плачем, а с радостным смехом, приветствуя мир, в который пришел. Детство и юность Зороастра были полны чудесных событий. Злые силы всячески пытались уничтожить ребёнка, которому было предначертано великое будущее, но всякий раз терпели поражение.

В 20 лет Зороастр "оставив мирские желания, вступил на путь праведности", наступило время самопознания и духовных поисков. В 30 лет он покинул свой дом и пустился в странствия. В Иране ему явился добрый дух, который привел его к верховному Владыке Ормузде, в присутствии которого Зороастр "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Здесь он получил Божественное Откровение, а также ответы на многие волновавшие вопросы. Ормузд вручил своему избраннику священную книгу “Зендавесту” с приказанием идти ко двору царя Гистаспа и там проповедовать новое учение. Необыкновенная мудрость и твердая уверенность в истине, а также ряд совершенных Зороастром чудес, убедили Гистаспа принять новое учение, что и явилось в конечном итоге важнейшим событием его царствования. В день принятия Гистапсой нового учения Зороастр посадил кипарис, как символ новой веры.

"Прошли века, вдруг возросло дерево счастья и радости, дерево с крепким
корнем и множеством ветвей...
Все листья его полны назидания. Плод его полон ума. Кто вкусил этот плод,
тот получил бессмертие...
Явился Божий свет Зороастр, исчезло все зло в сердцах".
Фирдоуси.

По приданию, Зороастр был женат три раза и имел трех сыновей и трех дочерей; от его сыновей произошли сословия жрецов, воинов и земледельцев.

О смерти Зороастра известно немного. Греческие историки рассказывают, что он был уничтожен небесным огнем и потом взят на небо; восточные же писатели говорят просто, что он умер на 77 году жизни у себя на родине, куда он возвратился после обращения Гистаспа.

До сих пор само существование личности Зороастра вызывает споры ученых. Для современного человека “лучшим доказательством того, что Зороастр был исторической личностью, без сомнения, служит его религия - такую строго продуманную стройную систему, вероятно, мог создать только гений одного великого человека, хотя он и пользовался, несомненно, уже ранее существовавшими данными, которые затем слил в единое целое” [2]. Нам лишь остается добавить - божественный гений Великого Учителя - и попытаться прикоснуться к тому, что нам известно о Его учении.

Подобно другим религиям древности, религия Зороастра пытается проникнуть в смысл творения, объяснить его причины, исследовать происхождение человека и его будущую судьбу. Но приступая к решению этих вопросов, зороастризм с необыкновенной глубиной и основательностью задается прежде всего вопросом о условиях существования мира и человека - о времени и пространстве, этих двух столпах всего мироздания. Время и пространство, вечное и бесконечное - это два великих божества, стоящих выше всех прочих. Великое время - это неумолимая судьба, против решения которой не может устоять ничто в мире; бесконечное пространство - это такое же невозмутимое, недоступное никаким треволнениям божество, не склоняющееся ни на мольбы, ни на жертвы людские. К указанным божествам примыкают два царства природы: бесконечный свет, жилище добрых богов, и абсолютная тьма. Противоположность света и тьмы, добра и зла, их борьбы друг с другом, составляет основное начало религии Зороастра. Добро восходит к верховному творцу Ормузду, могучему властителю, подателю мира и всяких благ на земле. В противоположность ему, дух зла Ариман, живущий во мраке, - создал суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, вредных и нечистых животных, проник в недра земли и положил начало аду, он виновник всего зла, отец лжи. Важнейшие помощники Ормузда - семь добрых гениев, которые являются олицетворением высшей премудрости, милосердия, справедливости, божественной правды. К воинству Ормузды относятся и дух веры, охраняющий мир от бедствий, и боги древнейшей народной религии (важнейший из них - Мифра - олицетворение космического, независимого от солнца света, хранитель нравственной чистоты), и, наконец, души праведных. Духи зла, дэвы, олицетворяют дурные наклонности человека и губительные явления природы. Борьба между воинством добра и зла и составляет содержание всемирной истории.

Человек, находясь среди борьбы света и тьмы и обладая свободной волей, должен выбирать между добром и злом. После смерти поступки человека взвешиваются и, если перевешивают добрые, то душа его попадает в рай, иначе - в ад; при равновесии добрых и злых дел человек помещается в промежуточное царство до страшного суда. Страшный суд - это последнее испытание человеческих душ, воздаяние за содеянное на земле. Он окончательно смоет все зло, навеки освободит души из-под власти Аримана, наградив их чувством взаимной любви и почитания истинной веры. Злой дух будет окончательно побежден, а добро восторжествует навеки.

Как и всякая другая религия, зороастризм имел свой культ богослужения, однако сам Пророк считал, что путь к Ормузду лежит не столько через жертвоприношения и обряды, сколько через добрые мысли и праведный образ жизни. На первом плане культе находилось служение огню, как представителю света на земле, стихии чистой и всеочищающей. Жертвоприношения состояли главным образом из произведений растительного царства, сожжение на огне животных было величайшим оскорблением этой стихии. Один из важнейших аспектов религии Зороастра - это учение о чистоте и нечистоте, причём чистота подразумевается как нравственная, так и физическая. Зендавеста постоянно настаивает на чистоте мысли, слова и дела. Ложь, обман, зависть - создания злого духа, с которыми надо всеми силами бороться. Зендавеста внушала человеку противление злу физическому и духовному, побуждала к борьбе с неблагоприятными условиями природы (бесплодием почвы, засухой, болезнями, вредными животными), вызывала энергию в труде, учила думать, говорить, поступать правдиво. Она предписывает человеку занятие земледелием, проведение канав для орошения почвы, вообще утилизацию природы на пользу человека.

Т.о., мы видим, что Великий Зороастр не только приоткрыл человеку покров извечной тайны бытия, но и оставил ему прекрасную систему практических наставлений, помогающих выбрать верное направление в огромном мире борьбы добра и зла, которое в конечном счёте приведёт человека Вечное Царство Света.


Источники:

1. Брокгауз и Ефрон. “Энциклопедический словарь.”

2. СТО ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ МИРА. Зороастр. Будда. Конфуций. Магомет. Киев МП “Муза”, 1991 г.

3. Н.Д.Спирина, Н.Е.Гребенникова, А.П.Юшков "Светочи Мира" . Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994.

Учение:

  • Авеста на сайте института философии РАН
  • Иркутский Экспресс. Авеста
     

Ссылки в Internet:

 

 

 

 

 

 

Источник

 

духовная традиция, зороастризм, зороастр, заратуштра, заратустра, авеста

  • Просмотров: 1534

Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Журнал "Суфий"

Ханаки ордена Ниматуллахи

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-дин Руми

Rambler's Top100 Rambler's Top100