Дж.Нурбахш. Непривязанность к миру (таджрид)
Таджрид – это отсечение своих привязанностей. Отказ от привязанностей не подразумевает материальной нищеты. Суфий может владеть большим имуществом, но он к нему не привязан.
Рассказывают, что некий суфий был в гостях у Шаха Ниматуллы и провел несколько дней в ханаке мастера. При виде великолепия убранства и обстановки у суфия на душе заскребло от мысли, что суфизм не может сочетаться с такой обмирщенностью. «Что за роскошь, куда ни глянь! Это больше похоже на дворец, чем на приют нищеты», – подумал гость.
В последний день своего пребывания он пришёл к мастеру за разрешением удалиться. Шах Ниматулла сказал: «О дервиш, дозволь мне отправиться с тобой». Суфий воскликнул: «Вы намерены оставить всю эту роскошь, отказаться от высокого положения и стать спутником такого бедного дервиша как я?» Шах Ниматулла ответил: «Конечно! Почему бы и нет?» И они вдвоем отправились в путь.
Пройдя несколько километров, дервиш вдруг спохватился, что забыл в ханаке свой кашкуль (чашу для подаяния). Он взволнованно обратился к Шаху Ниматулле: «Я оставил свой кашкуль! Не могли бы вы посидеть здесь и подождать, пока я сбегаю за ним?» Шах Ниматулла ответил: «Дервиш, я оставил всё, чем владел. А ты не можешь расстаться даже с простым кашкулем. Ты не достоин быть моим спутником в этом странствии». С тем он повернулся и ушёл.
Так Шах Ниматулла преподал дервишу урок: внешняя бедность не свидетельствует о непривязанности к миру. Таджрид – это внутренняя свобода от мира и любых предметов в нем.
Тот, кто, смирясь, повергает себя во прах, –
возвышается до освобождения;
Семя, посаженное глубоко в почву,
пускает ростки и поднимается над землёй.
Покуда ты привязан к миру,
ты не сумеешь отправиться к цели.
Только разломав скорлупу яйца,
птенец может выйти на свет.
возвышается до освобождения;
Семя, посаженное глубоко в почву,
пускает ростки и поднимается над землёй.
Покуда ты привязан к миру,
ты не сумеешь отправиться к цели.
Только разломав скорлупу яйца,
птенец может выйти на свет.
суфизм, джавад нурбахш, таджрид, непривязанность
- Просмотров: 2056